Куратор Айгерим Капар советует алматинцам сходить на Artbat Fest, от которого отказался акимат в угоду своим фестивалям, на которых никогда не прозвучит инакомыслие.
Алматы медленно, но верно становится культурной провинцией. То что не переехало в Астану – уходит на окраины, в подвалы, залезает в долги.
Акимат вместо того чтобы поддерживать уже состоявшиеся успешные проекты, ставшие брендом города, инициирует свои. Один из них Almaty Art Energy – фестиваль городских сообществ, где искусство присутствует как «Арт-объекты, на фоне которых можно сделать замечательные снимки». Так зачем же спрашивается, эксплуатировать Art, назовите соответствующе и не вводите людей в заблуждение. Или это делается для отчетной галочки?
Almaty Art Energy – два года, и ровно два года назад алматинский акимат отказался поддерживать Artbat Fest, единственный городской фестиваль современного искусства. Впав в немилость, организаторы решили не останавливаться, а проводить фестиваль дальше собственными силами. За что им надо сказать спасибо, ведь Artbat Fest полюбился алматинцам, его знают и ждут ценители и знатоки даже за рубежом.
В этом году Artbat Fest открылся в подвале киноцентра «Арман» выставкой молодых художников Act of Creation под кураторством Владислава Слуцкого и в AlmatyArt Centre в Алгабасе, выставкой казахстанских и российских художников «Примирение. Память степей», перформансами Роджера Хилла и молодых художников, проектами грузинского художника Ладо Ломиташвили и украинской Оксаны Чапелик.
Act of Creation – результат работы Школы художественного жеста под руководством Юлии Сорокиной, которая проходит второй год, хотя фестивалю уже 8 лет. Видимо, в образовательной части отсутствие финансирования от властей сыграло только на руку. Да и сама выставка получилась довольно политической, критически настроенной, чему не было бы места в случае поддержки акимата.
На вернисаже гостям предложили сыграть в «Алмаполию» и наполнить выигранные улицы и здания галереями, музеями, арт школами, но активной игры не сложилось, алматинцы посозерцали и ушли пить вино и предаваться разговорам о прекрасном.
Что касается центра в Алгабасе, то засада у нас с этими центрами. Он открылся еще весной, но не функционирует, и Artbat Fest – его первое событие. Команда Artbat Fest любит открывать новые пространства для горожан и искусства, как например, трамвайное депо в прошлом году, где теперь пройдет его «штрейхбрехер» – фестиваль Almaty Art Energy.
Район Алгабаса – это наследство Азиады и Универсиады. Напоминает Астану – свеженькие постройки, молодые деревья, куча детей во дворах. Только вывешенные с балконов корпешки сразу говорят вам правду, кто здесь, откуда и зачем. Тут вам не столица!
Большинство гостей попали в этот район впервые, да что там, даже таксист никогда не бывал. Чтобы понять происходящее в Алгабасе, понадобилось время.
Представьте себе: Катипа апай носится с детворой в «колеснице», подъезжает внушительный лимузин с невестой, наша богиня бросается благословлять новобрачных. Это обещанный центр «Тойхана»? Я, конечно, помню, что тема фестиваля – игра, но не до такой же степени. Оказалось, вход в арт центр с другой стороны, фестиваль идет на первом и третьем этажах, а на втором – свадьба. Так и хотелось зайти к жениху с невестой на огонек, со стороны искусства.
Я до сих пор не уверена, той ли был частью фестиваля или мы – частью тоя.
На первом этаже расположилась выставка «Примирение. Память степей». Простой перечень имен говорит за себя. Алмагуль Менлибаева, Александр Угай, Асель Кадырханова, Валерий Казас, Ирина Петракова, Саид Атабеков, Смайл Баялиев, Татьяна Ахметгалиева. Художественное осмысление гражданской войны. На первый взгляд, работы художников из разных тематик, но исследование происходит на территории памяти, и в целом проект получился настоящим, куратору удалось нащупать волшебную ниточку, благодаря которой диалог сложился.
Здесь же в фойе представлена инсталляция и видео «Код Алматы» Оксаны Чапелик. Сферическая инсталляция из проволоки, обтянутая материей с множеством переплетений, стала продолжением видео, снятого на Старой площади и отсылающего нас к декабрьским событиям 1986 года.
На третьем этаже разместилась работа Ладо Ломаташвили The letter or letters standing for a chemical element, структурно-пространственная инсталляция из металла, материи и дерева, различных форм, которая вжилась в пространство по периметру террасы всего этажа.
В день открытия можно было наблюдать «странные вещи», перформансы молодых художников и британца Роджера, но у меня не случилось, задержалась на выставках. Фото и видео говорят о том, что было весело, особенно детям, которые всегда готовы вовлекаться в игры.
Работы можно увидеть вживую до 17 сентября в Армане и Almaty Art Centre. Алмаполия ждет до 30 сентября.
Алгабас на Artbat Fest!