Каждый год Казахстан занимает лидирующие позиции в рейтинге смертности на дорогах. Около 40% ДТП приходится на Алматы и Алматинскую область. Специально для Esquire.kz автор популярного блога «Almaty – my first love» Рустем Аламанов попытался разобраться в том, почему так получилось.
Когда падает самолёт, это всегда большая трагедия. Тут же создаются комиссии, начинается расследование, находят виновных, а затем на основании собранных данных профессионалы думают о том, как не допустить повторения аварии.
Это самое главное – извлечь урок и не допустить повторения.
Трагедия косвенно становится движущей силой эволюции: улучшаются технологии производства, правила и технические регламенты становятся сложней и строже, сами самолёты – более совершенными. Жаль, что для этого нужно, чтобы кто-то погиб, но гораздо жальче, если гибель людей будет совсем бессмысленной. Как это происходит у нас.
По данным Евростат, в 2016 году Казахстан занял первое место в рейтинге смертности на дорогах среди стран Европы и СНГ. 24,2 человека на 100 000 населения ежегодно гибнут на дорогах страны. Большая часть, около 40 процентов, приходится на Алматы и Алматинскую область.
Пугающие цифры, однако это уже давно стало частью нашей жизни. На любом информационном сайте или в вечерних новостях по телевизору – между политическими дебатами и очередным скандалом шоу-бизнеса – обязательно есть новость об очередном ДТП. В мирное время люди массово гибнут на дорогах. Но вот только по-настоящему пугают нас совсем другие вещи, и жертв автомобильной фобии я, к примеру, не встречал.
Немного истории...
Если проанализировать всё, что сделано в Алматы за последние 20 лет, станет понятно, что больше всего в городе развивалась автомобильная инфраструктура: строились дорожные развязки, пробивались новые и расширялись уже существующие дороги, вырубались деревья, огромные территории отводились под строительство парковок, открывались СТО и автозаправки, перестраивались большие пространства. И всё это лишь для того, чтобы было удобнее автомобилистам.
Так повелось исторически. В Советском Союзе автомобиль был роскошью, а не средством передвижения, общественный транспорт работал хорошо, и люди не тратили полжизни, чтобы добраться из точки «А» в точку «Б». Обладатель Волги считался более чем успешным человеком. Желание иметь собственный автомобиль мы получили от родителей. И отказаться от него не смогли даже после того, как Волга и любая другая машина из предмета роскоши превратилась в средство передвижения. Но времена меняются, мы ездим, видим мир и согласно опросам, современные алматинцы хотят автомобиль уже вовсе не потому, что это престижно, а потому, что удобней и быстрей, чем набитый несчастными пассажирами автобус, застрявший утром в пробке.
Чем больше людей покупают собственные автомобили, тем сильнее окружающая среда подстраивается под удобство большинства. Так и в Алматы долгие годы улучшения касались лишь людей на четырех колесах. Так что в какой-то момент пешеходам стало совсем некомфортно: общественный транспорт превратился в разновидность пыток и унижения, тротуары под «гнётом» автовладельцев, которым где-то надо парковать свои автомобили, сузились настолько, что кое-где вовсе пропали; большие и просторные парковки заменили нам парки и скверы.
Казалось, автомобиль навсегда отвоевал у человека городское пространство. Они везде. При этом у их хозяев счастья-то не прибавилось: постоянные пробки, борьба с соседями за место на парковке, война на дорогах – все это прямой путь к инфаркту, но не к комфорту, ради которого приобретается авто. Строительство новых развязок уже не помогает, дороги расширять некуда. В такой обстановке не могла не вырости смертность на дорогах, «необходимое зло». Город, в котором хорошо только железу…
Удобная позиция...
Если разобраться в проблеме, вывод очевиден. Но к чему копаться в статистике и искать причины самой высокой смертности в мире? Проще заявить, что человек сам виноват – нарушил правила дорожного движения. А значит надо штрафовать всех и отправлять в суд. Это сделать проще всего. Дескать, мы дали вам правила дорожного движения, поставили светофоры, на дорогах начертили разметку, а дальше сами. К сожалению, этот принцип вины человека существует во многих странах, не только в Казахстане. От него пора избавляться, ведь он не отвечает на важные вопросы. Почему человек перешёл дорогу в неположенном месте? Почему владелец Тойоты выехал «на встречку»? Почему автобус остановился поперёк, загородив проезд остальным? У всех этих «почему», также как у всех авиакатастроф, есть логичное объяснение. За маленьким исключением генетического мусора, которым закон не писан, в большинстве случаев правила нарушаются потому, что инфраструктура плохая и провоцирует ДТП. Пешеходам просто неудобно переходить дорогу в положенном месте; пешеходный мост, кажется, создавался не для женщин с колясками и людей в инвалидных креслах; перекрёсток чересчур загруженный; из-за деревьев не видно светофора, к тому же «горит» он слишком быстро. Причин может быть множество! Поэтому горожане вынуждены нарушать ПДД и усложнять ситуацию на дорогах. И это не их вина.
Больше двадцати лет назад это поняли в Швеции, стране, где один из самых низких уровней смертности на дорогах. Там приняли программу «Vision Zero», главная цель которой – повысить безопасность на дорогах и снизить смертность ДТП. Основа программы – принцип «нулевой терпимости», предусматривающий простую истину: люди всегда будут ошибаться и нарушать правила, но вина за это лежит не только на них, но и на тех, кто занимается организацией дорожного движения – то есть на тех, кто «подарил» нам дороги, развязки, светофоры, пешеходные переходы, подземные переходы и т.д.
Что же делать?
Проще всего взять зарубежный опыт на вооружение и не изобретать велосипед заново. За основу можно взять ту же программу «Vision Zero» и её принципы. Не всегда же нам винить людей – участников дорожного движения – во всех смертных грехах, достаточно признать проблему и изменить облик города. Если в Алматы принять хотя бы часть из представленного ниже, это спасёт множество жизней и значительно улучшит комфортность передвижения.
- Ограничить скорость в населённых пунктах до 50 км/час, до 30 км/час – в зонах «повышенного риска».
Об этом говорят давно. Однако, до сих пор всё на уровне предложений. Казалось бы, что может быть очевидней – снизить скорость передвижения автомобильного транспорта и спасти множество жизней. Успешный опыт многих европейских городов тому доказательство. Научно доказано, что если автомобиль собьёт человека на скорости свыше 30 км/час, вероятность смертельного исхода высока. Если же скорость будет ниже, шансы пешехода резко повышаются. Это же позволит снизить количество ДТП, ведь на скорости 30 км/час у автомобилиста гораздо больше времени на принятие решения, нежели на скорости 60 км/час (с такой скоростью «передвигается» Алматы сейчас). В этом и состоит идея – дать участникам дорожного движения больше времени на принятие правильных решений. И самое главное меньшая скорость передвижения в городе не увеличит пробок – на эту тему тоже есть масса исследований.
- Разделительные барьеры на дорогах.
Несмотря на высокий риск, многие алматинцы до сих пор практикуют обгон по встречной полосе. Судя по дорожным новостям, этот манёвр остаётся одним из самых «любимых». Решение простое: чтобы предотвратить столкновения встречного автотранспорта достаточно оградить встречные полосы разделительным барьером.
- Перекрёстки с круговым движением.
Согласно исследованиям, перекрёстки со светофорами – более аварийные, чем с круговым движением. Во многих европейских городах «безопасных» перекрёстков значительно больше, чем в Алматы (в нашем городе их можно пересчитать по пальцам). Стало быть, это значительно облегчает автовладельцам жизнь и снижает количество ДТП.
- Очистка прилегающих к дорогам территорий.
Для минимизации рисков необходимо убрать с прилегающих к дорогам территорий всё, что может усложнить видимость или дорожную ситуацию в целом: мусор, ветки, деревья. В Алматы, особенно зимой, у обочин, как правило, вообще всё – от мусора до снежных сугробов. Я бы добавил к этому инструменту ещё кое-что: светофоры и дорожные знаки нужно размещать так, чтобы всем участникам дорожного движения было видно их. К примеру, каждый день по пути на работу я перехожу перекрёсток на Толе би – Байтурсынова, и если идти «вниз», то светофора не видно вовсе. Пешеходы, перебегающие дорогу «на красный» в глазах автовладельцев – идиоты. Но виноваты ли они на самом деле?
- Фоторадары.
Фоторадары применяются в Алматы давно. В прошлом году даже на новых автобусах появились устройства, фиксирующие нарушения автовладельцами ПДД. Но есть много опасных участков, где такие технологии пригодились бы.
С чего начать?
Если принцип «нулевой терпимости» (и программу типа «Vision Zero») примут у нас, это не только спасёт чьи-то жизни, но станет первым шагом в череде изменений, которые нужны были городу ещё вчера. Но я пессимист, у меня есть подозрение, что этого не случится никогда. Ведь в нашей стране власть не ошибается. Признать проблему - значит, признать и собственную ошибку, а это уже не наша история. Поэтому мы продолжим упрямо строить неудобные пешеходные переходы и дороги без тротуаров, возводить уродливые мосты и неработающие развязки. А значит, грустный мировой рекорд по смертности на дорогах пока останется за нами.
Иллюстрации Павла Овчинникова