Слишком много факторов, и автомобильные выхлопы среди них – не главный. Комментарии экологов и экоактивистов о ситуации с загрязнением воздуха опубликовал Tengrinews.kz. 

воздух Алматы карантин

Как бы не хотелось думать, что отсутствие машин значительно изменило ситуацию с алматинским воздухом, эксперты не торопятся с выводами. Так директор научно-исследовательского института проблем экологии КазНУ имени аль-Фараби Айжан Скакова сообщила, что на качество воздуха, помимо выбросов, значительно влияет погода.

«Алматы находится в предгорной котловине. Здесь свои природные условия, от которых зависит степень загрязнения воздуха. Выбросы могут быть одни и те же, но на качество воздуха может повлиять множество факторов», – сказала Айжан. 

По ее мнению, для улучшения экологической ситуации нужно продолжать работу во всех направлениях вне зависимости от карантина.

«Сейчас уже идут разговоры касательно ограничения въезда в город, перевода ТЭЦ на газ и так далее. Работа в данном направлении ведется, просто она очень трудоемкая и длительная. Быстро решить эти проблемы не получится».

Павел Александров, создатель проекта по мониторингу воздуха в Алматы Airkaz.org, тоже не наблюдает значительного улучшения на фоне карантина. Он сообщил, что по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году сейчас воздух стал чище 10-20 процентов. Но причин у этого может быть несколько.

«Весной традиционно снижается уровень загрязнения, – говорит Павел Александров. – В апреле воздух всегда чище, чем в феврале. Это связано с окончанием отопительного сезона». 

По наблюдениям Павла, главная причина смога – сжигание твердого топлива на ТЭЦ и в частном секторе. 

«Конечно, автомобили тоже вносят свой вклад в ухудшение экологии, но не на 80 процентов, как говорят в акимате. К тому же карантин закончится, и все во всем мире вернется на свои места», – считает Александров.

По словам экоактивиста Тимура Елеусизова, отчасти на состав воздуха в городе повлияло закрытие некоторых предприятий. 

«Нельзя говорить, что автотранспорт – это единственный виновник смога. У выбросов от автомобилей и ТЭЦ разная химическая составляющая загрязнения. Нужен комплексный подход к изучению ситуации, но точку в этом вопросе в ближайшее время однозначно не поставят. То, что ведутся работы, это уже хорошо», – считает экоактивист.

Сейчас более детальным анализом воздуха занялся «Казгидромет». В своем исследовании он будет опираться на данные постов наблюдения самой организации, министерства экологии, геологии и природных ресурсов, а также датчиков Павла Александрова.