Галимжан Есенов, 36 лет, меценат, бизнесмен, основатель научно-образовательного фонда им. Ш. Есенова

esquire promo

Галымжан Есенов Алматы марафон Казахстан алматы спорт

В 2012 году в южной столице впервые стартовал «Алматы марафон», причем настолько успешно, что превзошел даже наши смелые ожидания. Буквально через год он вошел в Международную ассоциацию марафонов и пробегов AIMS, а за семь лет своего существования превратился в масштабное спортивное событие Центральной Азии, став одним из самых популярных спортивных мероприятий региона: в 2018 году на старт «Алматы марафона» вышли 14 000 человек из 38 стран. Впечатляет, правда?

Идея, конечно, не нова. На Западе городской марафон обрел популярность еще в 80-х годах прошлого века. Люди с удовольствием присоединялись к массовому движению, бегали вдоль Елисейских полей и королевских резиденций. Довольно быстро марафоны превратились в этакую изюминку мегаполисов мира. Они стали не только массовыми, но и престижными. Бостонский, Нью-Йоркский, Чикагский, Лондонский или, к примеру, Берлинский, сейчас входят в серию World Marathon Majors. Участие в некоторых из них стало мечтой, которую еще нужно заслужить.

Чтобы попасть на Нью-Йоркский марафон, надо либо квалифицироваться по результатам прошлых забегов, либо собрать деньги на благотворительность, выиграть в лотерею или же выкупить место из специальной квоты для иностранцев. В СССР ничего подобного не было. Все спортивные соревнования в те времена были битвой сильнейших профессионалов. Такая модель привела к плачевным результатам.

Исследования, проводившиеся в России, показали, что сейчас процент людей, систематически занимающихся спортом, там в восемь раз ниже, чем в Германии.

Идея нашего марафона возникла случайно, когда моя супруга Айжан Есим предложила коллегам отметить корпоративный праздник не стандартно, а устроить социально значимое мероприятие, привлечь жителей и гостей Алматы – организовать благотворительный марафон. Скажу, что скептицизма поначалу было достаточно, но благодаря энтузиазму сотрудников, активности людей, энергетике города и партнерам, которые поддержали нас, состоялся праздник, и вместо ожидаемых 500 человек в первом старте приняли участие 2500 горожан. Главная цель, которой мы хотели достигнуть, – привлечь к занятиям спортом больше людей, объединив их общей идеей. Мы хотели, чтобы «Алматы марафон» стал настоящим праздником, который казахстанцы бы ждали. И у нас это получилось. Сегодня это действительно праздник и огромная радость на финише, всплеск эмоций от победы над собой. И неважно, сколько километров ты пробежал.

Чтобы почувствовать себя частью одного большого целого, человеку нужна цель. Поэтому марафон с самого первого дня благотворительный. Каждый его участник знает, куда и на что идет регистрационный взнос.

За эти годы помощь получили более 2500 детей. Удалось реализовать четырнадцать проектов в специальных школах-интернатах, детском хосписе, яслях-саду и реабилитационном центре для детей с особыми потребностями.

Но при всех очевидных уже достигнутых плюсах у мероприятия огромный потенциал. Одна из задач – сделать марафон частью туристической индустрии страны. Бостонская спортивная ассоциация подсчитала, что в 2016 году марафон принес в казну города свыше 188 млн долларов, более 200 млн долларов своему городу приносит и Нью-Йоркский марафон. Мы тоже можем.

Галимжан Есенов Алматы Марафон

И хотя практически каждый год повышается плата за участие в мировых марафонах, желающих пробежать дистанцию меньше не становится. Напротив, к гонке за престиж присоединяется все больше городов. За последние семь лет количество марафонов в мире увеличилось в два раза. Сейчас их свыше двенадцати тысяч. Самый большой рост в этом плане показал Китай. Сегодня там проходит уже более 1000 марафонов. Только в Гуанчжоу марафоны привели к инвестициям в общественные работы на общую сумму более 20 миллиардов долларов США. Говорить об инвестициях в экономику Алматы пока рано и сложно, но мы планируем, что VIII марафон 21 апреля 2019 года пробегут 17 000 человек.

Мы не стоим на месте, растем и развиваемся, а значит, рано или поздно придем и к вопросу экономической пользы от мероприятия.

Чтобы организовать проект такого масштаба, усилий одного человека мало. Начав с «Алматы марафона», команда корпоративного фонда «Смелость быть первым» имеет в своем портфеле более 17 мероприятий. Поддержку в концептуальных и стратегических вопросах марафону оказывает научно-образовательный фонд имени академика Шахмардана Есенова. Этот же фонд покрывает и административные расходы.

К слову, за пять лет существования фонд оказал помощь более чем 13 000 казахстанцев: студентам и магистрантам технических и естественно-научных специальностей, молодым специалистам, получившим возможность работать в научных лабораториях и стажироваться в лучших университетах мира. А «Алматы марафон» стал логичным дополнением его деятельности, нацеленной на развитие интеллектуального потенциала страны. Ведь мы хотим, чтобы казахстанцы были и интеллектуально развитыми, и здоровыми.


Партнерский материал. Подготовлен при поддержке оргкомитета «Алматы марафон».

Поделиться: