Фильм о том, как побороть одиночество и остаться собой, показали на площадке Плюс Дача.
В последний день лета кинолюбителям Алматы выпала уникальная возможность насладиться показом итальянской комедии (хотя, это скорее драмеди) «Аманда», а также задать напрямую свои вопросы режиссеру и сценаристу картины Каролине Кавалли. Показ прошел в недавно открывшемся пространстве Плюс Дача от Яндекс Плюса, расположенном в главном Ботаническом саду южной столицы. Несмотря на весьма холодный вечер, мероприятие собрало довольно много ценителей душевного артхауса.
Хотя премьера «Аманды» состоялась на Венецианском кинофестивале почти год назад, казахстанский зритель увидел ее впервые. 10 августа творческое объединение Arthouse выпустило картину в российский прокат, а уже под конец лета фильм добрался и до нас.
Фильм рассказывает историю молодой девушки по имени Аманда, которая переживает кризис четверти жизни. Она своенравна, на все имеет свое мнение, отвергает стандарты и нормы общества, предпочитая свой собственный мир. Она эгоистична, ее совершенно не волнует нарушение чужих личных границ. И при этом она отчаянно нуждается в том, чтобы быть нужной хоть кому-нибудь. Поэтому Аманда решает практически насильно снова стать подругой девушке, страдающей агорафобией, с которой они общались еще в детстве.
Главную роль исполнила очаровательная Бенедетта Поркароли, известная зрителям по фильму Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы» и сериалу «Девичьи секреты» от Netflix. Ей удалось весьма душевно, легко и иронично передать переживания представительницы поколения Z, к тому же, принадлежащей к богатой прослойке общества. Аманде оказалось под силу найти отклик в душе зрителя, она подкупает своей простотой и искренностью, тем, что не заморачивается условностями, «буржуазными предрассудками». Конечно, иной зритель может счесть ее инфантильной, а ее проблемы и переживания – несерьезными. Собственно, именно так и полагает семья Аманды, затрагивая тем самым извечную проблему отцов и детей, трудностей взаимопонимания представителей разных поколений, да и в целом, обесценивания чувств и эмоций со стороны самых близких людей.
Из-за этого Аманда и испытывает глубокое одиночество. По словам Каролины Кавалли, именно эта тема является в фильме первостепенным лейтмотивом, в то время как вопрос поиска близкого человека, друга – представляется следствием желания героини найти решение этой проблемы.
Известный казахстанский киновед Олег Борецкий, который был ведущим вечера показа, также отметил, что экзистенциальный кризис, который переживает Аманда, стал той причиной, по которой фильм был тепло принят и понятен зрителям на фестивалях за пределами Италии. Ведь с подобным сталкиваются миллионы людей, вне зависимости от места их проживания.
Как отметила режиссер, у Аманды не было прототипа в реальной жизни, это собирательный образ, который отражает реальность современной молодежи. Наверное, поэтому каждый зритель способен разглядеть в ней определенные черты, которые могут быть, так или иначе, присущи ему самому. В конце концов, все мы иногда чувствуем себя одиноко и хотим это исправить…
Примечательно, что для Каролины Кавалли данный фильм стал полнометражным режиссерским дебютом. С 2018 года девушка работает штатной писательницей и сценаристом-соавтором сериалов и независимых художественных фильмов (при поддержке Mibact, MEDIA/Creative Europe Grant, Rai Cinema Development found). Осенью прошлого года она выпустила свой первый роман «Метрополия» («Фанданго»). Также Каролина получила грант на создание сценария к художественному фильму «Фремонт» (режиссер Бабак Джалали), премьера которого состоялась на фестивале Сандэнс в 2023 году.
«Изначально мне было очень страшно перейти от работы сценариста непосредственно к режиссуре. Ведь в процессе написания сценария у меня было только мое воображение, бумага, слова, и не было никаких лимитов, никаких ограничений. А в работе режиссера ты сталкиваешься с реальностью. Но, в конце концов, это оказался очень приятный опыт, принесший много адреналина, и мне не терпится повторить», – поделилась своими мыслями режиссер картины.
По словам Каролины, они с исполнительницей главной роли, Бенедеттой Поркароли, одинаково видели ее героиню. И в будущем режиссер не исключает совместной работы с актрисой и в других проектах:
«Когда ты отпускаешь своего персонажа, передаешь его актеру – это всегда сюрприз. Потому что именно актер позволяет герою ожить – быстрый взгляд, интонация голоса, движения – это вещи, о которых ты не думаешь в процессе написания сценария, это то, что реальность всегда преподносит как подарок. С Бенедеттой у нас установилась тесная связь, для меня это был первый опыт такой близкой работы с актрисой. И это для меня очень особенный тип взаимоотношений – не просто работа, это уже то, что можно назвать дружбой, для меня это очень важно. Я не сомневаюсь, что если у меня будет для нее хорошая роль и она захочет воплотить ее на экране, мы продолжим совместную работу».
К слову, Каролина уже работает над новым фильмом, съемки стартуют через пару месяцев. Что же касается «Аманды», ввиду ограниченного бюджета картину удалось снять всего за пять недель. Съемки проходили в Турине, на северо-западе Италии. Однако понять это в процессе просмотра фильма трудно – режиссер поделилась, что специально избегала в кадре каких-либо достопримечательностей или особенностей географии. Но это не лишило фильм столь присущих итальянскому кинематографу уюта и теплоты, какой-то особенной атмосферы. Наоборот, это привнесло особенное ощущение, чувство, что события картины происходят где-то рядом, буквально за углом.
Каролина Кавалли поделилась, что старалась исключить на съемочной площадке любую импровизацию со стороны актеров, особенно в плане тщательно продуманных диалогов. Однако на съемках все же нашлось место различным интересным событиям и непредвиденным сюрпризам:
«Забавный пример – белка, которая попала в кадр, пробежав по дороге позади героини Бенедетты. Это была настоящая, живая белка, мы даже не планировали ее снимать. И не могли выдрессировать ее, у нас не было на это бюджета».
Подобные мелочи привнесли в картину толику волшебства. В целом, фильм стал ярким продолжением школы итальянской комедии. «Аманда» рассказывает о том, как важно не подгонять себя под стандарты общества, наступая на горло собственной песне. Она вдохновляет искать выход из сложных ситуаций, добиваться желаемого и, главное, быть самим собой.
Напомним, городская культурная площадка Плюс Дача будет функционировать до 24 сентября. Здесь пройдут мероприятия в уникальных форматах, включая кинопоказы от Кинопоиска, музыкальные концерты от Яндекс Музыки и многое другое.
Для подписчиков Яндекс Плюс все мероприятия будут бесплатны по предварительной регистрации. Дополнительно билет в Ботанический сад не требуется. Подробнее с программой можно будет ознакомиться на сайте пространства.
Элина Гринштейн
Фотографии Творческого объединения Arthouse