Архитектурное наследие Алматы 2000-х годов - тема весьма спорная и дискутируемая. Одни считают эти здания символом новых свободных времен, другие - уродствами, архитектурным воплощением коррупции и дурновкусия. Сегодня Esquire вспоминает самые заметные строения тех лет, внесшие лепту во внешний облик Алматы.
Отель «Риксос Алматы»
Появление этого здания на этом месте сопровождалось большим скандалом. Причём не столько появление этого здания, сколько исчезновение предыдущего. Как известно, до 2006 г. на этом месте располагалось старое здание Дворца пионеров, построенное в шестидесятые годы 20-го века. Здание пытались отстоять общественники и активисты, но власти были непреклонны и считали, что строение в стиле советского модернизма архитектурной ценности не представляет.
Строительство шло более трех лет и введено в эксплуатацию новое здание лишь в 2010 г. С тех пор тут останавливаются не только состоятельные приезжие, но также тут проводят конференции, презентации, симпозиумы и дорогие корпоративы. Да и само строение в стиле неомодерна вызвало не столь яркое отторжение, как предполагалось. Здание в таком стиле подошло больше старому центру, чем какая-нибудь безликая стеклобетонная высотка.
Нурлы тау
А вот какое здание действительно, по мнению многих алматинцев, стало олицетворением «безликого стекла» так именно это. Ведь ещё в конце девяностых оно планировалось чуть ли не как алматинский Манхэттен. Новый деловой комплекс ярко блистал на глянцевых страницах презентаций и проспектов, но в жизни оказался довольно безликим. А алматинцы в соцсетях бранили этот деловой комплекс на все лады, применяя эпитеты типа «стеклянный курятник».
К слову, и среди деловой элиты это район не стал столь востребованным. По состоянию на начало 2020 годов он так и остается полностью недостроенным. Ибо за последние 20 лет в городе появилась масса других деловых площадок, а «Нурлы тау» окончательно потускнел. Долгострой явно не пошел на пользу имиджу этого объекта. За это время в городе появилось множество других строений а-ля западные небоскребы.
Алматы Тауэрс
Своего рода символом тучных нулевых стал этот архитектурный дуплет. Достроили его аккурат в канун мирового экономического кризиса 2008 года. Архитектурное решение уже тогда, впрочем, показалось многим довольно сомнительным. Просто два стеклянных "гвоздя", возвышающихся рядом с цирком и Казахским драмтеатром имени Ауэзова.
Впрочем, в плане притяжения публики здание в первое время было очень бойким. Тут проходили разного рода презентации, благотворительные балы и даже кинофестивали. Со временем тут образовались общественные пространства, коворкинги и даже театральные компании. Удар нанесла пандемия - закрылся кинотеатр «Синема Тауэрс», к слову, весьма демократичный в плане цен. Съехала и «Трансформа» – популярный в городе театральный проект. Тем не менее как общественное, так и коворкинг-пространство здание используется довольно успешно и сегодня.
Кайсар Плаза
Если старый Дворец пионеров удалось снести с самым минимальным общественным возмущением, то вот появление здания бывшего Госплана, где впоследствии расположился бизнес-центр «Кайсар Плаза», сопровождалось громким скандалом и кампанией по сохранению облика исторического центра. Здание бывшего Госплана КазССР может быть и не было архитектурным шедевром, но стилистически как нельзя точно выражало эстетику и дух старого города.
К слову, власти и новые застройщики в 2015-2016 годах успокаивали горожан, что новое здание не будет голимым стеклобетоном, а будет выдержано в духе старого города. Получилось, впрочем, спорно. Архитектурный парафраз киевского ЦУМа может и не вызывает массового отторжения горожан, но и не может не напоминать горожанам о том, как им в очередной раз не удалось отстоять кусочек старого центра города.
«Летающая тарелка»
Это здание вполне можно считать архитектурным курьезом. В нем находится компания "Технорациональ", которая занимается производством кухонного оборудования. И изначально была идея сделать здание похожим на корабль. Потом мастера предприятия украсили дом статуями рыцарей и летающей тарелкой.
К слову, собственники здания стараются по возможности соблюдать соответствия внутреннего наполнения и внешнего облика. Например, находящееся в здании кафе напоминает борт космического корабля. Так что стоит похвалить хозяев за стремление к концептуальному единству. Ну а то, что здание стоит не в старом центре, а среди типовой «хрущевской» застройки, напротив выгодно его отличает и вызывает у горожан скорее симпатии.
Пассаж
А если какие здания и вызывают у горожан массовую неприязнь, то это в списке стоит на первом месте. Вставшее прямо поперек улицы вначале нулевых годов, оно стало форменной болью в сердце для коренных алматинцев, да и для многих приезжих. Стройка сопровождалась вырубкой деревьев и протестами местных жителей, а последние и вовсе вместо вида на широкую пешеходную улицу получили стену, которая, по сути, замуровала их.
В последние годы журналисты-расследователи много писали о том, как появилось это здание и о том, какое отношение к этому имеют бывший аким Алматы Виктор Храпунов и бывший министр строительства, жилья и застройки территории РК Аскар Кулибаев. Обсуждался и вариант реконструкции торгового центра, дабы соединить улицу с торговыми рядами и сломать эффект захламленности улицы. Но пока ТЦ стоит на том же месте и явно не красит этот участок алматинского Арбата.
Променад
Объект появился в Алматы в период начала бума торговых центров в начале и середине «нулевых». Здание тогда казавшееся новаторским уже к концу 2010-х выглядело каким-то чемоданом без ручки. Многие горожане спорили: стоит ли обычный супермаркет перекроенной площади перед Центральным стадионом и Дворцом спорта?
В 2022 году в споры вмешалась сама история. Во время январских событий внутри здания взорвали несколько гранат, начался пожар, в результате которого частично сгорел первый этаж. С тех пор объект пустует.
Сейчас есть планы разместить там фудмолл - новый и весьма популярный формат общепита, распространенный сегодня на западе. Работы там планируют начать уже в этом году. Пока же здание все еще пустует.
Ритц Палас
Этому зданию изначально не повезло. Когда он открылся в 2005-м году, он уже заведомо проигрывал мегапопулярному в те годы «Рамстору», находящемуся в том же районе. Он явно был лишним. Ещё более проиграл этот торговый центр, когда несколькими годами позже открылась «Достык Плаза». Три торговых центра на один по сути квартал – это явный перебор. Тем не менее «Ритц Палас» не закрывается, сдавая свои большие площади под рестораны, коворкинг-центры, бутики. А в прошлом году там появился даже театр! «2акт» (Туакт) за последний год стал одним из самых модных театральных пространств города, тем самым выгодно отличив этот торговый центр среди всех остальных
Столичный центр
Этот ЖК стал олицетворением хаотичной застройки и варварского отношения к историческому центру города. На месте, где некогда был старый ТЮЗ, а потом знаменитый цветочный базар, в 2005-м году вознеслась ввысь 25-этажная громада, совершенно стилистически неподходящая к этому району. Здание в итоге стало настоящим воплощением шальных денег, появившихся в нулевые годы.
Известно, что многим киношникам приходится дополнительно тратиться, когда на постпродакшене приходится замазывать это здание в сценах, где действие происходит в старом центре Алматы. Яркий пример – фильм Акана Сатаева «Районы», где несколько сцен разворачиваются в знаменитом сквере «Неделька».
Сбербанк
В конце стоит упомянуть здание бывшего «Сбербанка», стоящего на пересечении улиц Гоголя и Калдаякова. Стилистически он несколько выбивается из зданий своей поры. Созданное из красного кирпича с элементами неоготики, строение выглядит крайне нетипичным в череде стеклобетонной «небоскребоподобной» застройки 2000-х годов.
Возможно, если бы все здания 2000-х строились с такой креативной концепцией, то архитектурное наследие тех лет было бы менее спорным и получало бы меньше обвинений в бездушии.
К слову, многим гостям города это здание кажется историческим. И они удивляются, когда узнают что ему всего двадцать с небольшим.
А как в целом гости нашего города воспринимают архитектурное наследие Алматы 2000-х годов?
Мы решили задать этот вопрос человеку, постоянно контактирующему с иностранцами. Рассказывает гид-экскурсовод Анна Дегтярева:
"Конечно, большинство гостей города и тех наших сограждан, кто ходит на экскурсии, интересует историческая застройка. Но находятся и те, кто обращает внимание на объекты уже нового времени. Например, на люксовый ЖК на пересечении проспекта Назарбаева и улицы Айтеке би, напротив дома купца Шахворостова. Оно действительно имеет очень необычную форму для нынешних времен и многим кажется, что это историческое здание.
В негативном плане обращают внимание на «Столичный центр»: как вообще его умудрились втиснуть среди исторической застройки «золотого квадрата»? Реагируют и на «Нурлы тау». Как выясняется, многие иностранцы видели его в зарубежных проспектах и журналах. Так что, как бы мы к этому не относились, но многое построенное в эпоху нулевых уже стало визитными карточками города».
А как специалисты оценивают эпоху нулевых в архитектурной истории Алматы?
Еркен Шахмухамбетов, архитектор:
«Основное отличие того периода в том, что тогда появились новые относительно дешевые материалы, с которыми архитекторы раньше никогда не работали. Если раньше наши старшие товарищи работали с бетоном, гранитом, натуральными материалами и лепили из этого красоту староалматинского модернизма, то тут появился дешевые лёгкие материалы. Старые архитекторы работали с ними по старым лекалам, и в результате получались всякого рода «конгресс-холы», «столичные центры». В Астане переделали дом правительства. И весь старый центр облицевали новыми материалами. Но результат оказался очень кратковременным - не прошло и десяти лет, как это все облупилось. Вспомним, как в начале 2000-х переделывали кинотеатры: «Арман», «Целинный», Байконур» - их обрядили в синий пластик, синие отражающие стекла. Подобный стиль мы, архитекторы, назвали «алюкобондовое нашествие».
Можно вспомнить и пример «Дворца Республики» - тонкий гранит и те же синие стекла. Пластиковый дворец, по сути, получился - он лишился своей монументальности, превратился в дешевую игрушку.
Важно сказать и про культуру заказчика - тогда, в нулевые, они стали ездить за границу и привозить сюда свои "хотелки". А наши архитекторы стали плясать под их дудку. Получилось, что как раз там это всё отжило, а у нас наоборот массово начали все это лепить. Мы перестали ценить то что имели и стали строить новое и обертывать старое вот в эту дешевизну, стали поддаваться прихотям заказчиков и их деньгам. В результате мы получили эту архитектуру алюкобондового нашествия, ярким примером которой может послужить, например, здание вокзала Алматы-1, аэропорты Атырау, Семея, Костаная, Петропавловска или же вокзалы и аэропорты Астаны.
Немного опомнились архитекторы и власти, когда здание «Казмунайгаза» в Астане загорелось. Кстати, в Астане очень четко видно, где работали наши архитекторы, а где зарубежные. У них качество материалов выше, хотя внешне они мало отличаются.
Во многом эта практика продолжается и по сей день. Но все-таки находятся люди, которые стараются не допускать вседозволенности. Помните случай, когда хотели убрать гранит на мосту через Большой Алматинский канал и заменить его на дешевые материалы? К счастью, обошлось. Сегодня все больше чиновников задумываются о качестве построенных объектов. Ведь если собственник хочет того, чтобы к нему относились серьезно, он вряд ли захочет, чтобы через пять лет его здание облупилось. Главное, чтобы нашлись те, кто сумеет его переубедить.
Автор Константин Козлов
Фото Руслана Зиганшина