Третья по значимости после “Оскара” и “Золотого глобуса” церемония вручения наград в киномире прошла в лондонском Альберт-холле. 75-я BAFTA одарила “Власть пса”, “Белфаст”, Уилла Смита и Джоанну Скэнлэн. Что еще достойного было представлено среди номинантов и победителей премии этого года, разбирался Роман Райфельд.

BAFTA 2022: что смотреть, кроме фильмов-победителей?
Источник фото

«Белфаст»

Режиссер: Кеннет Брана

Разница между победами “Власти пса” и “Белфаста” весьма тонкая, чисто английская. Первый взял просто “лучший фильм”, второй — “выдающийся британский фильм”. При этом, обе — и картина Джейн Кампион, и Кеннета Браны — боролись бок о бок и за победу в первой категории. Про “Власть…” я уже рассказывал в обзоре победителей “Глобуса”, добавлю лишь, что тут она взяла и “лучшего режиссера”. А “Белфаст” — лента о жизни простой и живущей не в достатке семьи, переживающей самый конец взрывных 60-х в беспокойной столице Северной Ирландии.

«После любви»

Режиссер: Алим Кхан

В одной номинации — “лучшая актриса” — с валийкой Джоанной Скэнлэн (“После любви”) за победу отчаянно сражались Леди Гага (“Дом Гуччи”), Алана Хаим (“Лакричная пицца”), Эмилия Джонс (“CODA”) и другие. Среди претендентов практически обошлось без тех, кто также фигрурирует среди номинантов на “Оскар”. Мощная конкуренция! А картина “После любви” о том, что вслед за смертью любимого супруга, которого ты думала, что знала как облупленного, к тебе, оказывается, может прилететь много новой интересной информации о нем. Например, что у него была вторая семья.

https://www.youtube.com/watch?v=np7JFGiTDb4

«Король Ричард»

Режиссер: Рейнальдо Маркус Грин

В соседней номинации, выбиравшей лучшего актера, тоже была борьба не на шутку. Но по поводу победы Уилла Смита (“Король Ричард”), можно честно сказать, что это не самая сильная и интересная его роль, местами повторно эксплуатирующая те же находки, что 53-летний актер сделал в далекие времена “В поисках счастья” (2006) и “Семи жизней” (2008). Отца-тирана двух всемирно известных теннисисток, может, и не так легко было сыграть, но называть эту роль киноудачей года я бы не спешил. В целом фильм выглядит, как экранизированная биография из Википедии с акцентом на папочке, который, вроде бы и девочек своих лелеет, и нормальным детством не балует. А ведь за звание лучшего с ним соревновались Бенедикт Камбербатч (“Власть пса”), сыгравший в разы мощнее, Лео ДиКаприо (“Не смотрите наверх”), Махершала Али (“Лебединая песня”), Адель Ахтар (“Али и Ава”) и Стивен Грээм (“Точка кипения”).

«Рука бога»

Режиссер: Паоло Соррентино

Среди прочих высвечу победу “Дюны” Вильнева в 5 номинациях из 11 запланированных (композитор, оператор, художник-постановщик, спецэффекты, звукорежиссура). Также обращу внимание на 34-летнюю Лашану Линч в т.ч. за работу в “Не время умирать”: “восходящая звезда” — это единственная номинация, в которой голосуют зрители. “Сядь за руль моей машины” стал триумфатором как “лучший фильм не на английском” (реж. Рюсуке Хамагучи, Япония). В этой номинации соревнование было крайне жестким. Ведь на статуэтку претендовали “Параллельные матери” Альмодовара и “Рука бога” Паоло Соррентино — обе картины, если до них все еще не добралось ваше око, заслуживают того, чтобы добралось.

https://www.youtube.com/watch?v=RZU5QKS90Vo

«Побег»

Режиссер: Йонас Расмусен

Среди мультиков настоящие алмазы тоже, на мой взгляд, остались за бортом. Мюзикл “Энканто”, бесспорно, хорош по форме, но как-то предсказуемо банален по содержанию. А вот забавный на первый взгляд “Лука” богатого на фантазию Энрико Касаросы и совершенно серьезная по форме и содержанию анимированная документальная история беженца из Афганистана “Побег” Йонаса Расмусена — намного глубже, ярче, круче.

https://www.youtube.com/watch?v=wgj7DUEtfg0

«Лебединая песня»

Режиссер: Бенджамин Клири

Смешивая победителей и проигравших BAFTA 2022, назову, что еще воистину стоит вашего времени. Это, во-первых, “Лебединая песня”. Ученые даруют одному смертельно больному отцу счастливого семейства возможность клонировать себя, дабы уберечь близких от страданий и… оставить их в неведении касательно собственной смерти. Но вот вопрос: какие подводные камни таит в себе такая подмена? Блестящая, пронзительная работа Махершалы Али и фантастический сценарий Бенджамина Клири (его же режиссура).

“CODA: ребенок глухих родителей”

Режиссер: Шан Хейдер

Посмотрите и “CODA: ребенок глухих родителей”. Работа Шан Хейдер увезет вас в дом к живущей в американской дыре семье глухих. Они беззвучно заняты рыбодобычей. И их единственная связь с миром звука — дочь Руби, которая не только наделена слухом, но и помогает им. Школьница записывается в хор и открывает, что пение ей, оказывается, нравится даже больше, чем рыбный промысел. Снятый для Apple TV фильм ставит героиню перед выбором, который, как известно, простым в кино не бывает: семья или мечта.

«Худший человек на свете»

Режиссер: Йоаким Триер

“Худший человек на свете” — производство трех скандинавских стран и Франции представляет в главной роли датчанку Ренате Рейнсве, лауреатку прошлогодних Канн. Можно было бы, конечно, красивенько изложить, что в ленте Йоакима Триера история молодой ищущей и копающейся в своей голове дамочки. Но! Если бы дамочка эта в процессе душевных поисков не прошлась катком по целому ряду своих избранников. Несколько лет жизни, разбитых сердец, перепробованных профессий и voila — ты себя нашла, Юля! Успеете посмотреть, до того, как выяснится, что лента взяла еще и “Оскар”? Претендует, кстати, аж на два.

https://www.youtube.com/watch?v=iD_—KqFaKg

«Титан»

Режиссер: Жюлия Дюкурно

“Титан” — еще один привет мировому кино из Канн. Работа Жюлии Дюкорно снискала “Золотую пальмовую ветвь” кинофеста. У главной героини после страшной автокатастрофы с детства в голове живет титановая пластина. Спустя много лет она, не чурающаяся однополого флирта и вытанцовывающая стрип-танцы на капотах машин, внезапно беременеет… но от кого, точнее от чего?  Боди-хоррор, одним словом. Шутки в сторону: кино интересное, необычное сюжетом, приковывающее внимание и своим художественно-постановочным решением, и музыкой, и, конечно перфомансом основной актрисы Агат Руссель. Она одна из немногих публичных людей планеты, которые заявили о своей гендерной небинарности.

Большая часть картин с английской кинопремии столкнется в битве за американский “Оскар” 27 марта.

Поделиться: