Батуми: душевно-оздоровительный курорт 


За последние годы Батуми стал одним из любимых мест отдыха казахстанцев.

Сотни тысяч наших сограждан ездят туда каждое лето (и не только), а еще миллионы их родственников и друзей слушают увлекательные рассказы о Батумском ботаническом саде, кварталах старого города, Гонио-Апсарской крепости, пляжах Сарпи, мосте царицы Тамары и рафтинге на реках Горной Аджарии.

Вместе с тем, не только развлекательное путешествие можно запланировать в Батуми. Предлагаю пройтись по Батуми и посмотреть на древний город в необычном разрезе – как на душевно-оздоровительный курорт. 

Аджария в силу своего географического положения всегда находилась на перекрестке культур и часто переходила из-под власти одного государства в другое. Что, понятно, отразилось на ее культуре, национальном и религиозном составе. Аджария всегда отличалась от остальной Грузии несколько иной исторической судьбой. Аджария последней освободилась от турецкого владычества – лишь в 1878 году. Такое долгое нахождение в составе Османской империи на правах национальной окраины сделало здешний религиозный состав жителей особо пестрым – ведь издавна, еще с дотурецких времен, здесь жили и армяне, и евреи, и греки. А в эпоху османов в Аджарии распространился и ислам. Поэтому здешнее импровизированное паломничество подойдет для представителей самых разных религиозных конфессий. 

Конечно, все, даже самые далекие от религии, туристы знают об одной из главных достопримечательностей Батуми. Собор Рождества Пресвятой Богородицы всей своей историей показывает мультикультурность этого города. Построен он был в 1898-1903 годах знаменитым промышленником Степаном Зубалашвили в память о скончавшейся матери Елизавете, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Зубалашвили выписал из Италии зодчих, которые и возвели среди небольшого грузинского города костел в неоготическом стиле, весьма нетипичном для этого региона. 

Поскольку в Батуми в те годы было много иностранцев – как-никак, портовый город – то со временем он стал местом притяжения всех иностранных граждан католического вероисповедания. Увы, продолжалось это недолго. После гражданской войны, когда провозглашенная после революции независимая Грузия перестала существовать и была включена в состав СССР, храм закрыли. Много лет он подвергался угрозе обрушения. В разные годы здание использовалось с разными целями: здесь были лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения. К слову, храм во времена, когда в нем располагалась лаборатория высоких напряжений, мы можем видеть в культовом фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние». В 1980-е, во времена перестройки, власти решились передать здание верующим. Но уже православным, так как католиков на тот момент в Батуми почти не осталось. Да и оставшиеся православные храмы в Батуми на тот момент либо были еще закрыты, либо находились не в лучшем состоянии. Поэтому собор сделали кафедральным – таким образом жесткий ХХ век сделал из католического собора для иностранцев главный православный храм города. 

А вот церковь Святого Николая свидетельствует о «греческом периоде» в истории Батуми. Это здание было построено в 1865 году, когда Батуми находился в составе Османской империи, а ведущую роль в управлении городом играли греки. В те годы главой города был грек Илья Ефремиди. Придя ко власти в 1854 году, он начал масштабную программу по обновлению и расширению города. Такой подход понравился турецким властям, и они дали разрешение на возведение храма, но запретили устанавливать колокола. В этом турки усмотрели угрозу роста национального и религиозного самосознания греков, да и вообще всех православных поданных края. Тем не менее, и без колокола местные прихожане вносили пожертвования, и со временем эта церковь стала центром духовной, культурной и образовательной жизни всех греков в Батуми. Здесь действовали мужская и женская школы, пел церковный хор, считающийся лучшим в городе. Ну а после вхождения Аджарии в состав России в 1878 году русские военные все же привезли колокол, который по сей день украшает прекрасную достопримечательность Батуми.

Гуляя по центру Батуми, можно увидеть и армянскую церковь. Правда, туристам, не разбирающимся в особенностях кавказской восточно-христианской архитектуры, трудно различить грузинский и армянский храм. Лишь прочитав памятку для туристов, можно понять, что на улице Константина Гамсахурдии находится именно армянский храм. Впрочем, во многих армянских храмах отсутствуют иконы. Потому как в течение многих лет в Армении существовала традиция иконоборчества. Как правило, вместо икон в армянских храмах на алтарях стоит Святое Писание, что, согласно их представлениям, тождественно иконе. Правда, во многих армянских храмах иконы сегодня можно увидеть. С течением веков многие традиции изменились. 

Армяне в Батуми жили издавна, но особо активно развернули деятельность своей общины, когда Аджария перешла под власть России. В 1885-1887 гг. в Батуми шло строительство первой армянской церкви. Средства были собраны всей местной армянской общиной, а архитектором стал австриец Роберт Марфельд. Старым батумцам это здание памятно еще и как обсерватория. 

Примерно с тех же пор активизировалась и еврейская община города, и на рубеже прошлого и позапрошлого века в Батуми стали строить синагоги, старейшую из которых можно посетить на улице Ваша Пшавела. Белоснежное здание напоминает скорее особняк для торжеств или небольшую дворянскую или купеческую резиденцию. Любопытно, что появление синагоги связано с именем российского императора Николая II. Дело в том, что царские власти с подозрением относились к евреям и разрешение на открытие новых синагог давали с большим трудом. Тогда представители иудейской общины передали императору прошение на сооружение новой каменной синагоги, чтобы они «могли в своей хоральной синагоге молиться единому Богу о даровании Императору наследника престола — сына».

Просьба была более чем актуальной – в 1899 году у императора родилась третья дочь, а долгожданного наследника все так и не было. Прошение передали через коммерсанта Псароса, который был знаком со столичными банкирами, имевшими доступ к Императорскому двору, через его министра. Видимо, слова возымели действие, потому как резолюция на прошение общины была положительной. Правда, возврата синагоги после атеистических гонений евреям пришлось ждать дольше всех – если остальные культовые учреждения возвращали верующим еще в советское время (после войны, в перестройку и даже в 1970-е годы), то синагога возобновила свои богослужения уже в независимой Грузии в 1992 году. 

Несмотря на долгое нахождение Батуми в составе Османской империи, на сегодня в городе осталась всего лишь одна мечеть. Она по сей день украшает пейзажи старого города. Туристы со всего света любят поймать ее в кадр своих фотоаппаратов и смартфонов. Ранее по соседству с ней находились еще две мечети Азиз-джаме и Ахмет-паша джаме. А уцелевшая мечеть и по сей день называется Орта-джаме (средняя, находящаяся по середине между теми двумя). 

Из некогда богатого мусульманского наследия Батуми сегодня сохранилась лишь эта мечеть. Стоит она здесь с 1886 года. Ислам в СССР начал подвергаться гонениям несколько позже, чем другие конфессии, поэтому мечеть закрыли относительно поздно – лишь в 1932 году. В 1946 году ее вернули верующим. Увы, других мечетей в Батуми не сохранилось – лишь небольшие в пригородах. В целом за ХХ век Аджария прошла большой процесс рехристианизации, когда аджарцы (отуреченные грузины, принявшие ислам) все же осознали себя едиными с остальными грузинами, исповедующими православие. Тем не менее, здесь, в Аджарии, в любой местной семье на уровне дедов имеются предки-мусульмане и все они почтительно относятся к этой религии. Это довольно близко казахстанцам, где тоже терпимость и взаимоуважение разных религий прочно вошли в народную традицию. Видимо, поэтому теплый и гостеприимный Батуми уже привык к казахстанцам самых разных национальностей и вероисповеданий, как к родственным душам. 


Константин КОЗЛОВ

Фото из открытых источников