Жажда странствий обычно возникает, когда поговоришь с теми, для кого поездки по родному краю – способ вернуть душевное равновесие. И пусть внезапно закончился бензин посреди степи. Или перевернулся автомобиль. Мало ли что может случиться с человеком, который предпочитает отдыхать за рулем джипа на бездорожье?
Александр Суворов, ключарь Вознесенского кафедрального собора, свободное время любит проводить, колеся по дорогам Казахстана на внедорожнике. Протоиерей рассказал, почему предпочитает именно этот способ отдыха, и как поездки помогают ему обрести душевное равновесие.
- Александр, Вы много лет проводите время в поездках по Казахстану. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
- С 2006 года, когда у меня появился джип, одним из увлечений нашей семьи стали поездки по Казахстану. В основном это Алматинская область и Восточный Казахстан, который мы для себя открыли как уникальное место по природным ландшафтам. Я не охотник: занятие охотой не сочетается со священническим служением. Можно рыбачить, но я также не рыбак. Я путешественник, для меня это доступный вид отдыха.
- Какое место Вам запомнилось больше всего?
- Восточный Казахстан, Язевое озеро, Рахмановские ключи, Катон (Карагайский район). Природа там действительно восхищает. Есть желание поехать в Западный Казахстан, посмотреть такие места как Босжира, но пока не получается.
- Чем Вас увлекла идея путешествий?
- Любознательность, открытие мира. Для меня пребывание на природе является своего рода отдыхом. Видите ли, у каждого человека свои интересы. Может быть, если бы было больше возможностей, я бы ездил на Мальдивы. Поскольку у нас есть возможность путешествовать, мы ею пользуемся.
- Почему Вы выбрали именно поездки на джипе?
- Состояние дорог в Казахстане не самые лучшие. У нас даже между двумя столицами практически дороги нет. Она была в нулевые годы, а потом разрушилась. Сейчас от Балхаша до Алматы нормальной дороги нет. Если есть желание увидеть красивые места, сейчас есть дорога на Чарын и Кольсай. Десять лет назад там были грунтовки, и любая дорога на более-менее легковом автомобиле заканчивалась ремонтом подвески, заменой лобового стекла от камней, которые летят от впереди идущих машин.
Путешествие на внедорожнике – это возможность увидеть больше различных мест. То же самое плато Ассы. На чем вы еще туда поедете, кроме джипа?
- Предпочитаете путешествовать в одиночестве или в компании?
- В одиночестве путешествовать в такие безлюдные места, собственно говоря, опасно. Конечно, люблю путешествовать в компании единомышленников. Хотя, когда мы были чуть-чуть моложе, десять лет тому назад, мы были отчаянные. С женой и ребенком могли одной машиной ехать аж в Восточный Казахстан по красивейшей военной австрийской дороге. А сейчас, поскольку уже и мы, и машина постарели, уже я одной машиной не решаюсь путешествовать.
- Кроме живописания красоты нашей природы, как еще Вы проводили время в своих поездках?
- Вы, наверное, читали у меня в фейсбуке стихи о созерцании осенней и летней природы. Для меня это является одним из поводов для вдохновения. Я считаю себя поэтом. У меня много стихотворений, есть сборники. Быть наедине с природой – это то, с чего можно черпать вдохновение для их написания. Как художник. Чтобы ему написать пейзаж, требуется выехать и увидеть его своими глазами. Я пишу пейзажи образно, словом. И чтобы у меня был материал, который потом буду использовать, мне нужно его увидеть. И я считаю, что поездки на природу помогают отдохнуть.
Может, это будет странно звучать, но для священника вся его деятельность, служба – это общение с людьми. Это, во-первых, бесплатный психолог. Восемьдесят процентов людей приходят с тяжелейшим грузом проблем. С хорошим в церковь вряд ли идут. Бывает, что устаешь от людей и ничего больше так не дает вдохновения, успокоения, как созерцание природы. Именно оно позволяет накопить, набрать силы. Ну и, как побочное явление – это творчество.
- Вы когда-нибудь оказывались в ситуации, из которой, на первый взгляд, не было выхода?
- Оказывались! Казалось бы, машина переворачивалась, но мы ее благополучно ставили и ехали дальше. Дорога всегда подразумевает такую ситуацию. Иногда заканчивалось топливо при минусовой температуре в степях Прибалхашья. Замерзали зимой. Но Бог миловал. Когда нам кажется, что нет выхода, обязательно что-нибудь происходит. Или появляется какая-то случайная машина. Или появляются люди. Таких ситуаций было множество. Для меня это является одним из тех самых свидетельств того, что Бог всегда с нами. Он всегда нас видит – даже, казалось бы, в самой трудной ситуации. Но, зная это, ты тоже должен понимать, что помогаешь другим. Мы чинили другим бензобаки, помогали доехать до людей, тащили машины, возвращались за топливом… Дело в том, что дорога и не тот урбанистический городской мир, а мир, где люди живут наедине с природой, он более искренен. Но он и более сложный. И там проявляются твои лучшие человеческие качества. В том числе, самоотверженность, жертвенность и многое из того, от чего мы, можно сказать, отвыкли в городе.
Александр Суворов поделился дорожными заметками «О плохом и хорошем».
В Аягузе можно найти приличный отель для путешественников, если путешествие с детьми - необходимость. Район вокзала в Аягузе - образчик сельского модерна: прогулочная зона, клумбочки «хайтек» и брусчатка.
Курчумская переправа работает исправно, несмотря на паром, который, видимо, сделали при Брежневе. Дороги ВКО порадовали. С Курчумской переправы понеслись к подножию древних Алтайских гор. На Восток, через Улкен Нарын и Катон Карагай.
Уставших, нас встретили радушные хозяева. Люди, благодаря которым хочется ездить, открывать, путешествовать и радоваться.
Простая женщина с супругом своими руками поднимали этот маленький кусочек природы. У нее приятно жить, как в сказке, приятно возвращаться в это Царство Берендея. Все чисто. Но это следствие. Причина в том, что все настоящее в этом мире делается с любовью.
Сердце казахского Алтая.
Кульминационной точкой для путешествующего по Восточно-Казахстанской области является курорт Рахмановские ключи, известный целебными источниками с XVIII века.
Сказочная природа, теплые родники, радоновые ключи из-под земли и красивейшее озеро.
Дорогу на место можно назвать вполне приличной. Да, есть горная грунтовка, - но это не портит впечатления от места, компенсируя взор величественными, почти сибирского масштаба, видами. К тому вдоль всего пути, насколько возможно было созерцать, предстает во всей красоте таинственная Белуха. По дороге можно зайти в часовню Блаженной Матроны и увидеть чудо: во время лесного пожара 2008 года огонь, который пожег деревья даже на озерном острове, чудным образом обошёл часовню и вокруг нее продолжают зеленеть кедры и лиственницы. Именно отсюда открывается грациозный вид на Белуху.
Долгое время на курорте действовал санаторий - Рахмановские ключи. Пожалуй, это одно из немногих мест, где был применен настоящий, западный подход к природе. Прежний рачительный хозяин оберегал природные ресурсы: дорожки были в чистоте, состояние комплекса близко к идеальному. В мае этого года в результате бизнес-войн комплекс лишился хозяина. Уже оборвана светодиодная лента, что подсвечивала пешеходные дорожки, вокруг полных урн пустые бутылки, а в заповедном озере виднеются красные сети, заброшенные туда видимо теми, кому поручено все это богатство стеречь. Если зиму комплекс переживет без хозяина, то туристической сфере страны будет нанесен громадный урон: то, что созидалось десятилетиями, может быть утрачено в течение пары сезонов.
Озеро Язевое - одно из красивейших мест Алтая.
Отсюда идет маршрут к подножию Белухи. Девятнадцать километров от трассы и путешественнику будет трудно удержаться от WOW! при открывшемся виде. Покой и умиротворение наполняют сердце. Если небо открыто - в водной глади отразится двуглавая Белуха, укрытая надёжным одеялом вечных снегов. Ниже озера - водопад, словно сенью навеса спрятанный под темно-зелеными хвойниками, сжатый мощными гранитными скалами, он даст путешественнику представление о суровой скандинавской природе, которую он никогда не видел наяву.
Старая Австрийская дорога – Маркаколь.
Есть уникальные места, а есть уникальный путь. Немного истории: дорога строилась во время Первой мировой войны австрийскими военнопленными. Проходит через изумительно красивые места. В этом году все мосты восстановлены, поэтому тяжёлого бездорожья не было. Дорогу спокойно пройдет базовый внедорожник.
Тарбагатай – место, где все дышит историей. Но дорог нет. Нет, собственно, ничего. Приятно удивила трасса Урджар - граница. Хороший добротный асфальт. То место, куда мы приехали на Алаколь (условно назвал его «город грехов») поразило и опечалило. Видать у архитекторов центральной прогулочной улицы было желание сделать что-то наподобие турецких пирсов. А получилась грязная привокзальная площадь. Кто едет купаться на Северный берег и купил путевку в один из центральных санаториев (ну если это можно так назвать), если он ехал не пьянствовать и не с любовницей - там делать нечего. Особенно с детьми. Толпу народа с сотни зон отдыха согнали на маленькую площадь, пляжа как такового нет. Построили пирс-палубу вдоль пляжа, оставили пространство пляжа шириной максимум метров 7 и загнали туда тысячи человек.
Бездарность. Жадность. Некомпетентность.
Три слова, характеризующие в целом наш казахстанский туризм.
В итоге мы проехали и нашли место попроще и к морю ближе. Только боюсь, что через пару лет кошмар туда дойдет. Все будет уничтожено. И бассейны с глиной, и болотца с цаплями.
Ну отчего мы не можем правильно распорядиться природой: мы научились только закрывать шлагбаумами или превращать всё в помойку. Помню, в Черногории были на горном озере, которому не уступает наш Кольсай. Чистота. Правильная организация туров, видов (туристов там в разы больше). Ни пакетов под кустами можжевельника, ни отвратительных деревянных сортиров, в которые боятся войти дети, там не видать. Ни вредных и навязчивых местных жителей, предлагающих некачественные услуги.
Налицо не только развал туристической сферы в стране, но и дальнейшая ее деградация, помноженная на отсутствие дорог. В западной Европе горные автодороги - один из важных кластеров туризма. У нас закрывают дорогу на Чимбулак. И зачем? Сделайте организованно, берите деньги. Закрыли, чтоб не мешать спать тем, кто построили коттеджи в особой природоохранной зоне? Хотя и они сейчас сдаются. А пресловутый дорога на Иссык-Куль через горы, могла приносить бюджету существенный доход. А нет ее! Хотя киргизы когда-то со своей стороны неплохо продвинулись. И такая безысходность рождает потом в людях желание искать врагов среди своих же соотечественников, и с той и с этой стороны границы.
Можно поехать, например, в Кургальджинский заповедник. Это единственное место обитания розового фламинго в Казахстане - огромная водная гладь с тростниковыми зарослями, протоками и озерцами. Вокруг ни одного деревца, зато большое количество кустарников. Или на озеро Каинды - сказочный водоем в одном из ущелий Кунгей Алатау в Алматинской области. Из ярко-бирюзовой водной глади горного озера возвышаются оголенные тяньшанские ели. Вокруг Каинды красивейший горно-лесной пейзаж, а его холодные воды, словно хамелеон, меняют цвет – от насыщенного синего до фиолетового. Чтобы увидеть все красоты Семиречья, обязательно побывайте в национальном парке Алтын-Эмель. Именно тут можно услышать завораживающие песни Поющего бархана, в песках которого, по преданию, похоронен Чингиз-хан. А еще у нас есть невероятная Долина шаров на полуострове Мангистау. Уже много лет ученые ломают голову - кто же рассыпал эти каменные бусы посреди равнины? Есть две версии их происхождения – вращение частей земной коры во время разломов либо существование в этой местности древнего моря, обтесавшего каменные глыбы до правильной формы. Поехали вместе?
Записала Светлана Шестернева