На стриминге Netflix вышел фильм «Убийца», мировая премьера которого состоялась в сентябре на Венецианском кинофестивале. Разбираемся, каким получился один из самых ожидаемых триллеров 2023 года.
О чем фильм
Он — первоклассный киллер, не проваливший ни единого задания. Ему чужды такие качества, как доверие и сочувствие. Путешествуя по миру, наемник без тени сомнения устраняет тех, кого прикажут, и ввязывается лишь в тот бой, за который ему платят. Будучи настоящим профессионалом, хладнокровный убийца никогда не оставляет после себя следов, действуя по отработанной схеме. Но даже такие перфекционисты, как он, не защищены от ошибок.
Выследив в Париже заказанную жертву, осевший в заброшенном коворкинге киллер нажимает на курок. И на сей раз промахивается, в тот же миг превращаясь из охотника в добычу. Разъяренный работодатель, желая проучить опростоволосившегося стрелка, нанимает двоих головорезов, коим поручено лететь в Доминиканскую Республику. Именно там, в тайном убежище киллера, проживает близкий ему человек.
Кто над ним работал
Фильм «Убийца» ознаменовал собой возвращение Дэвида Финчера к жанру триллер, ярчайшим представителем которого постановщик остается вот уже четверть века. Сюжет основан на одноименном французском комиксе, созданном писателем Матцем и художником Люком Жакамоном. Финчер вынашивал идею экранизации долгих 15 лет. Еще в 2007 году студия Paramount дала зеленый свет на производство, но тогда съемки так и не сдвинулись с мертвой точки. Только в 2021 году стриминг-гигант Netflix выкупил права, тем самым вновь подарив режиссеру возможность реализовать проект мечты.
Заполучив все необходимые ресурсы, Финчер окружил себя давними соратниками, прекрасно осведомленными о его маниакальной зацикленности на деталях. Адаптацией комикса занимался Эндрю Кевин Уокер, в 1990-е отметившийся сценарием для культового триллера «Семь». Оператором между тем выступил Эрик Мессершмидт, в 2021 году получивший за стилистически совершенного «Манка» профессиональный «Оскар». Ну а музыку, конечно же, написали Трент Резнор и Аттикус Росс из Nine Inch Nails, некогда ворвавшиеся в Голливуд благодаря «Социальной сети». Дело было за малым — отыскать артиста, вокруг которого можно целиком выстроить повествование. Таковым оказался Майкл Фассбендер, специалист по ролям безэмоциональных монстров, вернувшийся в большое кино после четырехлетнего перерыва.
Как это выглядит
У насмотренной публики наверняка сложится впечатление, что «Убийца» — очередная вариация на тему «Самурая» Жан-Пьера Мельвиля, коих было немало. Недаром все начинается именно в Париже, где молчаливый наемник-аскет сталкивается со злым роком. О шедевре французского кинематографа напоминает не только образ киллера, следующего выдуманному самурайскому кодексу, но и особый акцент на его повседневной рутине. У Финчера в кадр попадает абсолютно все — от закупки инвентаря, требуемого для проникновения в офис, до утренней вылазки в «Макдональдс» за гамбургером. Вот только немое соло Алена Делона в «Самурае» сопровождалось лишь минималистичными композициями Франсуа де Рубэ, в то время как невозмутимый со стороны персонаж Фассбендера — тот еще болтун. Как и в оригинальной новелле, в фильме практически полностью отсутствуют диалоги, уступившие место непрерывному внутреннему монологу протагониста. Зрителя помещают в черепную коробку киллера, не затыкающегося ни на мгновение. Его пафосные рассуждения о собственной деятельности занимают добрых 20 минут, но тем смешнее итоговый промах. К слову, тонкая ирония — еще одно принципиальное отличие «Убийцы» от «Самурая».
После того, как киллер стреляет не в того человека и скоропостижно покидает свое логово, кинолента неожиданно отходит от намеченного курса, обманывая ожидания. Как выяснилось, «Убийца» вовсе не о том, как наемник пытается скрыться от правосудия (противостояние матерого полицейского и преступника, терзаемого муками совести, лежало в основе первоначальной версии экранизации). «Убийца» — банальная история о мести. Подобно Черной мамбе из «Убить Билла», обманутый киллер методично устраняет всех причастных к делу людей. Кинокартина даже поделена на главы. Однако каждая следующая — слабее предыдущей. Единственное, что остается неизменным на протяжении всего фильма — его техническая сторона. Речь как об изображении, продуманном с предельной тщательностью, так и о диегетическом звуке, усиливающем ощущение тревоги. Тут, кстати, важную роль сыграли британцы The Smiths, песни которых безымянный киллер то и дело включает в плеере, чтобы заглушить поток своих мыслей. Уж кто-кто, а бесчисленные поклонники завываний Моррисси точно останутся от детища Финчера в восторге.
Вердикт
«Убийцы» — мастер-класс холодного, отточенного до фанатичного лоска кинематографа. Несмотря на сюжетную простоту и минимум экшена, благодаря безупречной кинорежиссуре медлительный триллер Финчера смотрится на одном дыхании. Безусловно, на фоне «Исчезнувшей» и «Охотника за разумом» новое творение современного классика может показаться вторичным, но пропускать его определенно не стоит.
Автор Максим Федоров