Начинающая балерина Аружан Баратова, уже исполняющая большие сольные партии в ГАТОБ, рассказала о непростом пути на сцену, неожиданных травмах, внутреннем стержне и любви к своему делу.
- Аружан, как вы начали заниматься балетом? Воображали ли себя на сцене в детстве?
- Вот что интересно, совсем нет. Я вообще мало что знала про балет, но в 10 лет мама решила отдать меня в хореографическое училище имени Селезнева. Мне, как ребенку, всё было интересно, но про балет я ничего не слышала и не знала. Вступительные экзамены я прошла, но даже не ожидала, как будет трудно первый год.
Так как мы жили практически за городом, мама решила, что будет проще, если я останусь в интернате. Но я привыкла быть с мамой, бабушкой – а тут одна, в городе! Сейчас я очень благодарна маме за те непростые решения и тот опыт. Именно тогда я получила навыки самостоятельной жизни и научилась справляться с трудностями.
Вставали мы каждый день в 6 утра, была жесткая дисциплина. Обычные уроки – математика, русский, казахский, литература и специализированные – классический танец, народно-сценический танец, современная хореография.
Первый год я плакала и просила забрать меня из училища.
- Как складывались отношения с девочками? Зависть, козни – это все правда?
- Да, от знакомых я слышала истории из разряда «битое стекло в пуантах». Но в училище с таким не сталкивалась. Мне кажется, все-таки такие вещи чаще можно увидеть в кино, чтобы передать атмосферу конкуренции. Она, конечно, есть, но с кознями я не сталкивалась, так как сама стараюсь вдохновляться успехами коллег, зная, какой труд за этим стоит.
- Когда наступил тот момент, когда вы поняли, что хотите стать балериной?
- Когда я поняла, что у мня что-то получается, что мне нравится, как я танцую. И меня завораживало, как танцевали девочки с выпускного курса. Это было очень красиво, и в тот момент я влюбилась в это искусство. Я уже понимала, чем я занимаюсь и чего хочу в будущем.
- Как вы попали в ГАТОБ?
- Это было в 2018 году. Я отучилась в училище 8 лет, была на выпускном курсе. Мы сдавали государственные экзамены, в комиссии сидели художественные руководители казахстанских театров. После всех экзаменов и обсуждений я была приглашена в ГАТОБ.
Работаю в театре пятый сезон.
- Какие партии вы сейчас исполняете?
- На втором сезоне начала выходить на сольные партии. Моя первая сольная партия – Повелительница Дриад из балета «Дон Кихот». Для меня это до сих пор сложная партия. Потому что я с нее начинала и по технике это непростая партия.
Танцевала еще Фею Сирени из балета «Спящая красавица», Мирту из балета «Жизель». Образ Мирты – противоположность образу Жизель. Там много высоких прыжков, которые должны быть непринужденными и легкими, и это роль мне очень интересна.
Год назад у меня была большая премьера – балет «Лебединое озеро». Я там станцевала Одетту и Одиллию.
- А как обычно распределяются роли в театрах?
- Когда я только пришла, я была задействована во многих постановках. Стояла в кордебалете. Потом меня заметила мой педагог, заслуженный деятель РК Сауле Рахмедова. Мы с ней начали работать, оставались в театре вечером после всех репетиций.
- Помните свои ощущения, когда начали танцевать сольные партии?
- Когда я начала репетировать сольные партии, я думала, что не смогу. Для меня это было очень сложно, сначала я не верила в себя. У нас в театре такие ведущие солисты танцуют, а я только пришла… Как я выйду? Справлюсь ли? Потом помогли сила характера и то, что мне нравилось то, что я делаю.
Было сложно, но когда тебе нравится, эти сложности преодолеваются по-другому.
- Читаете ли вы произведения, по которым ставятся постановки?
- Да, конечно. Важно знать литературный сюжет, исторический контекст. Кем было поставлено, как было поставлено. Какую роль ты исполняешь на сцене. Когда ты чувствуешь это, вживаешься, то танцуешь совсем по-другому. И потом – это же интересно! Узнавать новые сюжеты, истории...
- А как артисты балета отдыхают?
- Если честно, мы редко куда-то выходим. Обычно мечтаем об одном отдыхе – ванне с солью, чтобы дать отдохнуть мышцам. Тем более нередко бывают травмы. Не только от падений, но и если ты как-то неправильно встал на пуанты. Мы прыгаем, вращаемся, поэтому могут болеть колени.
У наших мальчиков бывают проблемы со спинами, так как они нас поднимают. Так что основной отдых – дать возможность расслабиться мышцам.
- Это как-то отражается на личной жизни?
- Да, конечно. Мы редко куда-то выходим, знакомимся, поэтому много пар, семей, складываются именно внутри театра.
- Что помогает выдерживать такой ритм?
- То, что люблю танцевать. Люблю свою работу, свой театр. Когда я танцую, я чувствую себя такой, какая я есть.
- Как обычно настраиваетесь перед выступлением?
- Обычно мне проще побыть одной. Когда ко мне подходят, я начинаю отвлекаться, переживать. Есть люди, которые, наоборот, боятся оставаться одни. Мне проще постоять одной, подумать, всё отпустить и станцевать.
Но слишком уходить в себя тоже не стоит. Когда тебя одолевают сомнения, на сцене тоже потом что-то не получается.
Сомнения и страхи – плохие советчики как на сцене, так и в жизни.
- Если говорить об уверенности в жизни, насколько артисты балета чувствуют себя защищенно в социальном плане – зарплаты, дополнительные выплаты?
- У нас была маленькая заработная плата, и артисты много об этом говорили. Мы жаловались, нам не хватало этих денег на жизнь. Сейчас нам подняли зарплату, в праздничные дни выделяют премии. Для тех кто постоянно выходит на сцену предусмотрены профессиональные надбавки.
- Какие вы видите перспективы? Хотите ли переехать из Казахстана?
- Я бы хотела погастролировать за рубежом, увидеть мир. Переезд - для меня очень сложный вопрос, но все-таки скорее нет, чем да. Когда я была за рубежом, меня всегда тянуло домой.
Думаю, я бы не смогла остаться работать в другой стране.
- И напоследок вопрос, который волнует многих обывателей – это правда, что балерины сидят на жёстких диетах?
- Многие думают, что мы сидим на диетах, ничего себе не позволяем. Но нет, мы едим всё, мы любим еду. Я лично ем все – и сладкое, и мучное. Конечно, мы понимаем, что если выйдем из формы, нам самим будет тяжело, это же наша профессия, наш хлеб.
Когда ты выходишь из формы, тебе сложно танцевать, делать прыжки, собирать себя в кучу. А это важно – иметь определенную дисциплину и баланс внутри себя. Это помогает в ответственные моменты в жизни.
Беседовала Илона Соколова