Асхат Мурзабаев, известный как казах, работавший в Twitter, объясняет, чего нам ждать от Больших Данных и надо ли начинать бояться Большого Брата.

Большие данные и всевидящее око

До Казахстана дошла дискуссия о защите персональных данных. В мире об этом говорят давно, я как-то читал исследование о масштабах фобии: чуть ли не каждый третий пользователь сегодня заклеивает видеокамеру на ноутбуке, опасаясь слежки.

Люди с опаской относятся к новым технологиям и тем возможностям, которые получают их обладатели, но и Большой Брат действительно не дремлет.

Так создается пространство, в котором, с одной стороны, растет паранойя, с другой –  накапливаются петабайты информации.

Государства, бизнес и все мы в отдельности живем в мире неопределенности. Никто не знает, что будет завтра, через год или через 5 лет. С появлением технологий и связи изменения происходят слишком быстро, чтобы бизнес имел четкий план на 3-5-10 лет вперед. Планирование умерло в том виде, в котором оно существовало до эпохи интернета.

Именно поэтому обладание данными, позволяющими видеть в режиме онлайн поведение пользователей, клиентов, граждан и прогнозировать их в будущем, кажется многим единственной формой контроля над «хаосом будущего». Это может затрагивать также интересы национальной безопасности.

Возьмем типичный казахстанский банк, который в голове обычного человека вызывает привычные ассоциации — отделение, филиал, кредит, депозит. Но банк – это также, и прежде всего, объем, качество и скорость трансакций. В нашей стране есть банки, в которых в одну секунду проходит две тысячи трансакций. Две тысячи различных трансакций, то есть каких-либо отношений банка с клиентами в отделениях, банкоматах, постерминалах, терминалах оплаты, онлайн-банкинге, в регионах в секунду!

Это огромный поток информации, и он нуждается в сборе, хранении и обработке. Зачем? Чтобы банк мог классифицировать своих клиентов и типы операций, которые они совершают, и понимать, как нужно улучшаться, чтобы клиенты оставались довольными и продуктами, и сервисами.

Данные собираются и будут собираться в еще больших масштабах – к этому надо быть готовыми, это неотвратимо. Чем больше вы совершаете операций и действий, тем больший след вы оставляете в цифровом мире.

Big Data усиливается, поскольку позволяет ее обладателям понимать, что вообще происходит вокруг. Это новые очки на большую реальность.

Так сейчас происходит во всем мире.

Казахстан не исключение, но так же, как везде, у нас попутно возникает один важный вопрос –приватность, право человека на тайну частной жизни.

Что такое вообще есть персональные данные?

Широкое понятие, по сути, любая информация, которая относится к конкретному человеку: фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата и место рождения; адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы; паспортные данные, финансовые ведомости, медицинские карты, биометрия, фотографии.

Большой список, некоторые пункты которого могут быть очень личными.

Мое твердое убеждение: данные развивают рынок, услуги, качество жизни, но только если их использование разумно и в интересах самих клиентов и пользователей.

Работая с данными в крупнейшем международном банке Barclays, я видел, насколько четко там прописаны правила использования данных клиентов. Не все из этих правил есть в казахстанских банках.

Чтобы заслужить доверие людей, им рано или поздно придется классифицировать и расписать все данные, объяснить, какие данные собираются и зачем. Четко определить, в каких случаях, кому и в каком виде они могут передаваться. Предъявить требования к инфраструктуре безопасности систем партнеров, которым они передаются. Иметь четкое представление о том, что происходит с данными в различных случаях – например, если компания или банк меняет собственников.

В Barclays при продаже какой-то компании все оставленные пользователем данные передаются новому собственнику, но этот собственник имеет право использовать их только по тому назначению, по которому их изначально передавал пользователь.

Такие правила игры надо установить и у нас, пренебрежение для всех обернется катастрофой. Компании и банки будут строить свое будущее на минном поле.

Мы не предоставляем без вашего согласия информацию о вас третьим лицам для ее последующего использования в маркетинговых целях. Эти простые ясные слова должны быть высечены у всех на фронтоне зданий.

И дело тут не только и не столько во всяческих ноу-хау и связанных с ними фобий, а в обыкновенном человеческом доверии. Если люди выбрали ваш бизнес и отдали в ваши руки информацию практически о всей своей жизни, это надо ценить и оправдывать.


Автор: Асхат Мурзабаев, программист, сооснователь онлайн-сервиса HiPO.kz

Поделиться: