Что не так в словах чемпиона MMA, когда он говорит, что другие люди хуже собак? Наш колумнист Малика Молдаханова рассуждает на тему терпимости в казахстанском обществе.
Предыстория
Посольство США в Казахстане вывесило на своем здании флаг ЛГБТ-сообщества в Международный день борьбы с гомофобией, бифобией и трансфобией в знак поддержки меньшинств в Казахстане и в других странах. Они это делают каждый год.
Пост об этом появился в инстаграм-аккаунте информационного портала Nur.kz – kaznews.
Куат «Найман» Хамитов, самый известный казахстанский боец MMA, трижды чемпион мира, написал комментарий под этим постом:
«Эти люди хуже, чем собаки».
Вскоре его комментарий был удален (наверное, из-за жалоб пользователей). Он вернулся и написал его еще раз.
На момент написания статьи комментария снова нет.
Все бы ничего и в целом отношения подобных бойцов с гомофобией вполне предсказуемы, но Куат – не просто боец. Это человек, у которого более 280 тысяч подписчиков в Инстаграм. Это человек, который постоянно летает в разные страны на соревнования мирового уровня и представляет Казахстан.
Так за один комментарий в Инстаграм борьба с гомофобией в Казахстане превратилась в борьбу с Куатом.
Но дело тут не только в этом. Попробуем пройтись по пунктам.
Какое мнение о ЛГБТ современный человек может иметь, а какое нет?
Современный человек может иметь абсолютно любое мнение о гомосексуальных связях, политических лидерах и песнях Валерии. О самом явлении вы можете иметь любое мнение до тех пор, пока оно не переходит на личности, не является публичным оскорблением или призывом к насилию.
То есть, например, написать «Песня «Часики» Валерии – гавно» вы имеет право. Думать, что вы бы никогда такое не пели, вы имеете полное право.
Сказать «Все певицы по имени Валерия – гавно» дома на кухне не очень красиво, но, скажем так, допустимо. Написать «Такие люди, хуже собак» и еще добавить угрозы – не можете.
О ком вообще можно говорить «хуже, чем собаки»?
Ни о ком.
Это самый короткий абзац в моей истории.
Почему быть ЛГБТ не стыдно, а гомофобом – стыдно?
Человеческое общество долго эволюционировало и приходило к разным соглашениям. И вот мы решили, не будем ущемлять права людей по принципу их происхождения, религиозных и других взглядов, потому что мы все одинаково люди и одинаково имеем свои права по факту рождения. Но где-то права должны заканчиваться.
Например, права убивать по своему желанию у нас нет. И с этим мы, за малым исключением, согласны.
Право одного человека убивать заканчивается там, где начинается право другого человека жить в безопасности. Право родителей не отдавать ребенка в школу заканчивается там, где начинается право ребенка получить образование. И так далее.
Право выбирать, с кем спать, также является правом человека, до тех пор, пока оно не касается насилия, педофилии и зоофилии. Но когда мы говорим о взрослых людях, обоюдно согласных на это – это их общее право, и никого больше не касается, что и с кем они делают. Тут мы должны акцентировать внимание на том, что мы говорим о совершеннолетних людях и добровольном согласии без причинения вреда здоровью.
Право иметь свое мнение о другом человеке заканчивается там, где начинается право этого другого человека жить в безопасности и не подвергаться дискриминации по независящим от него обстоятельствам: происхождение, физиологические характеристики и сексуальные предпочтения.
Притеснение прав человека на основе его сексуальной ориентации в цивилизованном обществе, которым мы так хотим стать, это то же самое, что оскорблять человека потому, что он родился в определенном месте, в какой-то семье или у него особая форма уха.
В чем разница между простым пользователем Инстаграма и инфлюенсером?
В том, что инфлюенсеру надо думать в 10 раз больше прежде, чем что-то сказать или занести палец над экраном.
Во-первых, он подает пример. И пример этот должен быть такой, за который не будет стыдно. Представьте, если бы все, кто еще 100 лет назад не считал темнокожих за людей, имели Инстаграм.
А ведь на самом деле в развитом обществе гомофобные высказывания выглядят так же радикально, как фразы о том, что женщины или люди другой расы не должны иметь прав.
Во-вторых, институт репутации. Да, признаю, тут у нас упущение. Институт репутации в Казахстане и в целом в СНГ работает из рук вон плохо, но все-таки работает. Особенно, когда дело касается международных брендов и контрактов.
Регина и Куат – есть ли общее?
Совсем недавно русскоязычный Интернет уже обсуждал глупость, сказанную вслух публичным человеком, и последующую травлю. В чем разница ситуаций Регины Тодоренко и Куата Хамитова?
1. Регине, как женщине, оказалось намного проще понять жертв домашнего насилия и перейти на их сторону.
Куату, сложнее проявить эмпатию к ЛГБТ-сообществу, потому что открытых представителей этого сообщества или жертв гомофобии среди его окружения, скорее всего, мало.
2. Отношение к недопустимости домашнего насилия, хоть и проживает сейчас в наших странах достаточно «подростковый» период, и все еще есть люди, говорящие «сама виновата», все-таки намного лучше, чем к жертвам гомофобов.
Больше людей встанет защитить женщину-жертву домашнего насилия, нежели гея или лесбиянку. Этот вопрос у общества следующий на повестке.
3. Регина тут же сама стала жертвой травли и «культуры отмены» – у нее сорвались контракты, отозвали титул и т. д. При этом стоит отметить Маргариту Грачеву – девушку, которой муж отрубил кисти обеих рук. Она встала на защиту Регины и помогла правильно реабилитироваться от травли и репутационных последствий. Именно ей Регина передарила свою премию «Женщина Года Glamour».
Стал ли Куат Хамитов жертвой травли или культуры отмена? Едва ли. Пока. Но появилась другая жертва травли. Об этом чуть ниже.
4. Регина сделала выводы, активно начала снимать фильм о жертвах домашнего насилия, сделала крупное пожертвование и в целом направила большие усилия на работу с этой проблемой.
Видим ли мы сейчас почву, на которой Куат может на это все решиться? Едва ли.
Кто же жертва травли теперь?
Открытый представитель ЛГБТ-сообщества Нурбиби Нуркадилова, внучка Заманбека Нуркадилова, опубликовала на своей странице обращение к Куату Хамитову, назвав его гомофобом.
Комментаторы делятся на 2 лагеря – одни поддерживают Нурбиби и немного оскорбляют Куата, другие – оскорбляют Нурбиби.
Также она начала получать угрозы в личные сообщения и комментарии от коллег Куата по бойцовскому цеху и других гомофобов.
Зафиксируем: то есть не Куат на своей странице получает угрозы и хейт, а представитель сообщества, которое он же и оскорбил.
Вместо вывода
Куат, как и любой из нас, вправе выбирать ЛГБТ он или нет. Вправе решать, как относиться к тому или иному явлению. У него даже есть право открыто говорить о своем выборе.
Но права оскорблять людей за их расу, пол и сексуальные предпочтения нет ни у кого.
В цивилизованном обществе написанные им слова недопустимы в отношении никаких людей. Более того, многие поклонники восприняли их как призыв к прямым угрозам жизни и здоровью людей.
Конечно, ситуация с гомофобией сложно и долго будет решаться в Казахстане, потому что мы еще не можем разобраться даже с проблемами прав женщин и детей в гетеросексуальных парах: ранние браки, кража невест, принудительная проституция, домашнее насилие и т.д. Но что мешает нам хотя бы попытаться идти со всех фронтов защиты прав наших сограждан?
Ведь если сегодня за норму принять публичное выражение ненависти к одной группе людей, то, где гарантия, что завтра других людей не начнут унижать и угрожать убить за то, что им, скажем, нравится красный цвет?
Может, кому-то и хотелось бы сделать так, но в современном обществе нужно искать другие подходы, а то скоро вернемся к публичным казням и сжиганию ведьм.
А собаки, действительно, в чем-то лучше людей: они выбирают кого любить или кусать независимо от их сексуальной ориентации.