Ввиду неимоверного засилья на отечественном киноэкране одноразовых комедий, любая некомедийная премьера в Казахстане автоматически обращает на себя внимание. Иногда совершенно незаслуженно, а иногда – вполне справедливо, как, например, с фильмом Дархана Тулегенова «Братья».
Фильм рассказывает, как понятно из описания, о двух братьях. Один из которых узнает о существовании другого лишь на первых минутах фильма. По сюжету выпускник детского дома Акжол убежден в том, что его отец жив и начинает свои поиски. Молодой человек уезжает из детдома, он хочет начать новую, самостоятельную и счастливую жизнь. Однако новое знакомство с соседом Димашем становится началом совсем другой жизни – криминальной. Парни вместе промышляют разбоями и ограблениями. Однако в разговоре со своим родственником Акжол узнает о существовании родного брата - человека совершенно другого социального уровня. Два родных брата, по сути, «принц и нищий». Встретившись, братья вместе начинают поиски отца.
Об отце они ничего не знают – на руках у старшего брата лишь затертая фотография на фоне морских просторов Каспия. Если старший брат Акжол – голь перекатная, то младший Дален живет со своей тетей (мать умерла) и ее тираном-мужем, помешанным на религии, каждое воскресенье проводящем на службе протестантов-евангелистов. Даже не сомневаясь в происхождении брата, Дален кидается в приключения, в которые увлекает его брат. И далее Дархан Тулегенов показывает нам удивительное преображение домашнего мальчика в волчонка. Здесь стоит отметить необычайно удачный выбор исполнителей главных ролей – Айбара Салы (Дален) и Алишер Исмаилов (Акжол). Особенно колоритен исполнитель роли соседа-подельника Димаша – Азат Жумадил. Его органика просто льется с киноэкрана. Хочется по-станиславски крикнуть: «Верю!». Таких «реальных пацанчиков» видел каждый из нас. А сцена (осторожно – спойлер) его убийства – прекрасно выдержанный экзамен на режиссуру и актерское мастерство.
В фильме нет ни грамма «воды» - в напряжении он держит вплоть до конца фильма. Финал же хоть и можно предугадать, но он отнюдь не очевиден для всех. Впечатляет трансформация всех героев – хотя история намеренно закольцовывается, просто диву даешься сколько разных жизней герои прожили за полтора часа экранного времени.
Отдельный шарм фильма – место действия. История разворачивается в Актау, на берегу Каспийского моря. Море – отдельный персонаж фильма, играющий ключевую роль в сюжете (здесь от спойлера, пожалуй, воздержусь). Здесь удивительно, насколько отечественные кинематографисты недооценивают собственную страну в плане пейзажей и фактуры для кино. Еще раз убеждаешься, что создатели кассового кино работают весьма шаблонно. А шаблоны в кино надо всякий раз ломать и разрывать.
Сцены церковных служб – тоже в новинку для казахстанского кино, которые в лучшем случае покажут лишь поминальную молитву муллы. А библейские стихи вполне могут сойти за спойлер сюжета, если их правильно прочитать. Конечно, это режиссерский ход, но понимают его далеко не сразу и далеко не все.
В общем, такие фильмы как «Братья» - это весьма успешная попытка «поженить» авторское и зрительское кино. Здесь есть место и настоящему творчеству режиссера, оператора и художников, и нет традиционной «зауми» авторских режиссеров. Чернуха если и есть, то в меру и абсолютно художественно оправданно.
Если таких фильмов будет больше, то можно сказать, что у отечественного кино есть шанс выбраться из болота однотипно-одноразовых комедий, которые, как бы ни ругали их критики, увы нравятся большинству зрителей. Но, возможно, стоит показать им другое наше кино. Его не так много, но, к счастью, оно есть. И радует, что оно показывает нам и новых режиссеров, и новых актеров, которых уже не надо мерить по принципу «для наших сойдет».
Автор: Константин КОЗЛОВ