Человеку всегда интересно, что там ждет — на другой планете, в следующем году, за поворотом. За поворот, а точнее — в будущее мирового автомобилестроения Esquire и решил заглянуть и увидел его глазами… японцев.

будущее автомобилестроенияЕсли в двух словах, то будущее нас ждет весьма занимательное: услужливое, практичное, дружелюбное к окружающей среде и до звона в ушах тихое. Впрочем, судите сами.

Наибольший «выводок» концептуальных новинок Токийского автосалона в этом году пришелся на марку Toyota — японцы активно готовятся к Олимпиаде-2020, — так что с них и начнем.

Электрический шаттл e-Palette они подготовили специально к Олимпиаде, и он уже считается серийным. В общем-то, за последнее время нам показали немало электрических шаттлов, но e-Palette — первый готовый к «полевым работам». И его прекрасно для этого оснастили. В нем могут разместиться до двадцати пассажиров или четыре человека в инвалидных креслах плюс останется семь стоячих мест. Для удобства пассажиров у шаттла низкий пол и раздвижные двери. В наличии также пандусы с электроприводом для людей с ограниченными возможностями, а поручни имеют яркую окраску, что призвано помочь ориентироваться людям с дальтонизмом.

Toyota e-Palette

Toyota e-Palette

Шаттл оснащен автопилотом четвертого уровня: его «глаза» — это куча датчиков и лидаров в сочетании с 3D-картами. Тем не менее на всякий случай в салоне предусмотрено наличие оператора-человека. Запас хода e-Palette — 150 км. Максимальная скорость — 19 км/ч.

И e-Palette — это только начало. В ближайшие два года марка планирует запустить в серию средства для пешеходных зон, которые вкупе получили обозначение как Walking Area BE. Сюда входят скутер с креслом, модель со стоящим водителем и электрическая приставка к инвалидному креслу. Скутер может развивать скорость до 6 км/ч, а запас его хода равен 10 км. Модель «стоячего» типа проезжает на одной зарядке до 14 км и может развить скорость до 10 км/ч.

В компании уверены, что подобные средства будут востребованы у курьеров, охранников и даже в качестве прокатных средств, скажем, в аэропортах.

И мы полностью с этим согласны, яркий тому пример — нынешняя популярность электросамокатов по всему миру.

Дальше — больше. В компании создали парочку сити-каров: Ultra-compact bev и Ultra-compact bev for Business, вэн для райдшеринга e-Trans и одноместную автономную капсулу e-4me. И все такое нужное и актуальное. e-Trans, например, что-то вроде маршрутки, передвижение которой можно контролировать через Сеть.

Toyota e-Trans будущее автомобилестроения

Toyota e-Trans

Ultra-compact bev — двухместный сити-кар для коротких поездок в мегаполисе, способный пройти на одной зарядке до 100 км. А Ultra-compact bev for Business в отличие от «компакта» рассчитан на одного человека и, по сути, является мобильным офисом. Это должны заценить индивидуальные предприниматели и вольнонаемные работники.

Автомобиль и офис в одном лице — и экономия, и мобильность.

Единственное, юридический адрес к сити-кару не привяжешь. Но это, пожалуй, мелочи — варианты найдутся. Но самая «бомба» — это одноместная автономная капсула. В ней по пути на работу или на встречу можно заняться всем, чем угодно — от разучивания аккордов до решения уравнения Навье-Стокса, и при этом никаких тебе нервотрепок в пробках, никаких поисков удобной парковки у офиса… Благодать!

А еще, по мнению Toyota, в городах будут востребованы мобильные комнаты для медосмотров (e-Care), автономные передвижные зарядные станции (e-Chargeair) и роботы доставки (Micro Palette). Основная функция первых — предоставление удаленных консультаций со специалистами по Сети. Плюс в случае необходимости они могут доставить пациента в госпиталь.

Передвижная зарядная станция способна не только заправлять прочие электрокары, но и очищать воздух и даже раздавать Wi-Fi.

Ну а робот доставки — это робот доставки, который может также выполнять роль официанта, раздавая прохожим напитки. И вот не возразишь же даже ни в чем — все продумали.

https://youtu.be/3aqBJkptC5s

Хотя в отношении спорткара e-Racer можно и поспорить. Двухместная баркетта не имеет ни лобового стекла, ни крыши, зато к вашим услугам гоночный костюм, который создается по вашему желанию и вашим точнейшим меркам — для этого даже есть сканер фигуры. Вы можете выбирать кресло по своему усмотрению и шины согласно погоде за окном.

А еще автомобиль оснащен системой дополненной реальности, которая позволит на обычной дороге почувствовать себя драгрейсером и даже посоревноваться с «призрачными» соперниками.

И все бы хорошо, но только как же без рыка двигателя, визга покрышек, рывков коробки? Конечно, сегодня все можно сымитировать посредством дополнительных звуковых, визуальных и даже тактильных эффектов. Но неужто в будущем и само удовольствие нахождения за рулем станет имитацией?

Toyota e-Racer будущее автомобилестроения

Toyota e-Racer

А вот искусственный интеллект, точнее виртуальный помощник с ИИ Yui, как в концепте Toyota lq, пожалуй, не помешал бы. Кто читал трилогию Сергея Лукьяненко «Линия Грез»/«Императоры иллюзий» и помнит корабль Кея Альтоса, поймет, о чем речь. Если технология пойдет по верному пути развития, то автомобиль станет для человека чем-то большим, чем дорогой кусок железа — компаньоном, другом…

https://youtu.be/HNDZkHOCHes

А еще в том числе благодаря Toyota прибыло в полку инновационных материалов. Сталь, алюминий, карбон — все это уже вчерашний день. Даже про роскошную отделку автомобилей Range Rover, которая сделана из переработанных пластиковых бутылок, можете забыть. Теперь есть еще и наноцеллюлоза! Проект, в который три года назад включилось двадцать две конторы (университеты, исследовательские институты и т. д.), был нацелен на то, чтобы получить из растений и переработанных сельскохозяйственных отходов наноцеллюлозный материал. Получили. Назвали cnf. И даже создали из него автомобиль, который получил кодовое имя ncv (Nano Cellulose Vehicle). Концептуальная машина вышла так себе (спортивные ковши, словно накинувшие кимоно, оплетка руля в стиле рукояти катаны и тут же цветочки а-ля хохлома), а вот сам материал впечатляет. Не будем вдаваться в подробности технологического процесса, скажем лишь, что полученные волокна легче стальных на одну пятую, но при этом в пять раз прочнее и почти не меняют своего размера при перепадах температур. И это круто!

Toyota e-4me

Toyota e-4me

https://youtu.be/Xfxo4z7a2Y4

А вот премиальная «дочка» марки Toyota-Lexus с зерновыми культурами не экспериментирует. Но если и да, то вслух об этом не говорит, ей это по статусу не пристало. Ее концепты демонстрируют другое: роскошь, технологии и… комфорт. Взять тот же lf-30 Electrified. У него подъемные двери и огромная стеклянная крыша, которая, по сути, является сенсорным дисплеем с дополненной реальностью, управлять которым, конечно же, можно голосом и жестами. Хочешь — выводи на нее нужную информацию, хочешь — поставь красивую заставку, например звездного неба. А еще у этого автомобиля есть собственный дрон (куда ж нынче без них), предназначение которого — носить багаж.

Lexus LF-30 Electrified будущее автомобилестроения

Lexus LF-30 Electrified

Салон четырехместный. В спинки кресел второго ряда включены элементы, выполненные по технологии «искусственных мышц». Последние умеют делать массаж; если надо — разбудят либо уберегут от излишних перегрузок в крутых поворотах. Динамики передовой аудиосистемы Mark Levinson спрятаны в подголовниках и имеют функцию шумоподавления, а искусственный интеллект, которым снабжен автомобиль, узнает вас по голосу и мгновенно настроит все системы автомобиля согласно вашим предпочтениям. Что еще? Прозрачность боковых окон можно регулировать, можно рулить самому, а можно отдать эту функцию на откуп автопилоту. И кстати, автомобиль будет показывать соседям по потоку, в каком режиме он передвигается — автономном или посредством управления человеком, — путем изменения цвета внешней люминесценции.

Lexus LF-30 Electrified

Lexus LF-30 Electrified

Естественно, lf-30 — электрокар. А учитывая, что электромоторы у него размещены на каждом колесе, автомобиль может быть как переднеприводным, так и заднеприводным и, безусловно, полноприводным. Максимальная отдача его силовой установки — 400 кВт (544 л.с., 700 Нм). Это позволяет модели разгоняться до 200 км/ч, а первую сотню разменивать за 3,8 секунды — вполне недурные показатели. Батарею ему отрядили емкостью 110 кВт/ч. Она обеспечивает запас хода в 500 км. Впрочем, отправлять модель на конвейер японцы пока не собираются — по их же заверениям, бороздить автомобилю дороги не раньше 2030 года. Как бы за ближайшее десятилетие электричество не закончилось…

Daihatsu Waku Waku

Daihatsu Waku Waku

Марка Daihatsu дала в этом году понять, что автомобили могут иметь не только мультяшные названия, но и мультяшную внешность. И при этом быть до безобразия практичными. Например, шатл Ico Ico, который позиционируют как транспорт для покрытия последней мили, то есть от остановки автобуса до подъезда, был бы весьма востребован пожилыми людьми в любой стране мира. Тем более что за счет небольшой ширины он сможет протиснуться в любой проулок, а имеющийся у него выдвижной пандус, как и способного самостоятельно передвигаться робота-компаньона, весьма оценят люди с ограниченными возможностями. K-suv Waku Waku — отличный автомобиль для молодежи, предпочитающей вести активный образ жизни и передвигаться не только по «бетонным джунглям», но и за их пределами. Грузовичок Tsumu Tsumu был бы просто идеален для внутригородских перевозок. Тем более что кузов у него в зависимости от нужд можно менять. А собственная площадка для квадрокоптера — плюсик к карме. И наконец, Wai Wai — идеальный мини-бусик, рассчитанный на шесть пассажиров. Эдакая пригородная маршрутка с повышенным комфортом. Впрочем, такой компактвэн можно прикупить и на семью, если она (то есть семья) большая.

Suzuki Hanare

Suzuki Hanare

У Suzuki свой взгляд. Ребята, работающие в префектуре Сидзуока, считают, что в ближайшие годы будет очень популярен ретро-стиль. И они как смогли постарались воплотить его в своих последних концептах. Но… минивэн Hanare, по сути, современный японский вариант vw Bulli, он же Transporter, он же T1. Хотя сами японцы утверждают, что на создание этого автомобиля их вдохновил японский домик, который носит аналогичное модели название.

Suzuki Hustler будущее автомобилестроения

Suzuki Hustler

Внедорожный концепт Hustler однозначно имеет «родственные» связи с серийно выпускающимся Jimny и по большому счету говорит лишь о том, что путешествовать люди не перестанут никогда, как и любить машины квадратных форм — заметьте, кубизм стал все чаще мелькать на эскизах дизайнеров, а формам большинства концептов нынче придаются простые и лаконичные линии. И наконец, прототип Waku Spo — довольно странная модель. Даже для японцев. Дизайн рисовали с модели Suzuki Fronte, которая выпускалась в конце 1960-х годов, а получили нечто перекликающееся с Honda-e.

Но если электрокар наследников Соитиро Хонды выглядит мило и элегантно, то гибрид Waku Spo похож на беременного подслеповатого крокодила — кому-то из инженеров пришло в голову, что если обычные зеркала заднего вида (которые, кстати, в 60-е годы располагалась еще на крыльях) заменить камерами, ретро-облик машины окутает аура футуристичности.

Пока что самое футуристичное в этом автомобиле то, что за счет «волшебного» переключателя его корма может трансформироваться, превращая купе в универсал и наоборот. Насколько это практично и кому это вообще надо — другой вопрос.

Mitsubishi mi-tech будущее автомобилестроения

Mitsubishi mi-tech

Mitsubishi в последнее время пытается закрепиться в области разработок инновационных трансмиссий и биосенсорных технологий. Из последнего, что ее инженеры воплотили в жизнь, — это монстроподобный багги и безликий «катафалк». Первый — концепт mi-tech. Смелые решения дизайна, которыми оперирует в последнее время производитель, как показала практика, вполне жизнеспособны и востребованы. Но в данном случае речь не о них. Гибридный родстер получил продвинутую систему электрического привода. Все подробности, естественно, не сообщаются, известно лишь, что каждое колесо приводится в движение собственным электромотором, а в качестве генератора используется газотурбинная установка, способная потреблять бензин, дизтопливо, спирт или керосин (а может, и навоз? Кто знает…) в зависимости от специфики конкретного рынка.

Прикольная фишка — лобовое стекло, выполняющее роль экрана мультимедийки. Оно является составной частью системы mi-Pilot, имеет функцию дополненной реальности и, по заявлению производителя, дает возможность передвигаться даже в условиях нулевой видимости.

Во время бури в песках это было бы актуально. Если, конечно, не засыплет песком — крыши-то у родстера нет. В этом плане второй концепт — Emirai S — гораздо надежнее. Он хоть и выглядит не столь эффектно, зато с крышей. А уж внутри — просто выставка технологий! То, что там сотворили… точнее, на то, на чем сотворили, и на все, что там продемонстрировано, японцы уже получили 202 патента! И это весьма дальновидно с их стороны, потому как рано или поздно мы к этому придем. Если не вымрем.

 

В общем, шаттл Emirai S может функционировать как в режиме «ручного» пилотажа, то есть под управлением водителя, так и в автономном. Во втором варианте он превращается в своего рода гостиную на колесах, рабочий офис, конференц-зал и все вместе. Это уже, понятное дело, не новость. Он не первый.

Другое дело, что он способен распознавать мимику и направление взгляда водителя, а также считывать частоту его сердечных сокращений и температуру тела.

В зависимости от полученных данных он, как услужливый хозяин либо компаньон — кому как приятнее, настраивает параметры автомобиля: температуру воздуха, освещение, музыкальный фон, скорость и т. д. Он также прекрасно распознает голосовые команды, причем человеку при этом необязательно говорить какую-то кодовую фразу типа «Привет… хочу…» или произносить слова в определенный микрофон — ИА самостоятельно выделяет команды из потока речи. Вот только не стал бы слишком умным раньше времени… Еще одна особенность шаттла — широкоформатный дисплей, идущий вдоль всего борта автомобиля. Он поддерживает трехмерные изображения и голографические эффекты, имеет выход в Сеть и обширную базу информации.

Nissan Ariya будущее автомобилестроения

Nissan Ariya

Nissan по-прежнему большой упор делает на свою систему ProPILOT 2.0. Этот комплекс уже начали устанавливать на серийные автомобили — концепт Ariya, который пойдет в серию в 2021 году, тому пример.

Он включает автономное движение по шоссе без прикосновения рук к рулю и самостоятельную парковку на автостоянке, которую можно запустить через приложения на смартфоне, находясь вне автомобиля.

В салоне  преимущественно сенсоры, кузов модный, купеобразный, мотор электрический. По сути, ничего нового и необычного.

Другое дело — концепт IMk. Линейные узоры мидзухики, техника резьбы по дереву кигуми, энгава, металлизированные нити… Основной упор производитель сделал на материалы: деревянный пол, покрытый ковром с металлизированными нитями, прозрачная крыша, ненавязчивая подсветка, призматичный прозрачный монитор без рамок, имеющий функцию анимирования изображений, система дополненной реальности… Решения интересные, и часть из них, в частности парящий монитор без рамок с той самой функцией анимирования картинок, наверняка в скором будущем начнет перетекать в серии.


Записала Оксана Черноножкина

Поделиться: