Бухгалтерия на карантине: на что тратят деньги топ-менеджеры Казахстана?

A
adminPMG Автор
24 июля 2020

Что продавать сегодня богатым людям? И в чем стоит брать с них пример? Интересное исследование, результаты которого могут быть полезны для разных целей. Предпринимателям – чтобы понимать, куда и как ориентировать свой бизнес, во что инвестировать свободные средства. Особенно, если целевая аудтория – состоятельные люди. Простым читателям могут пригодиться практические рекомендации, изложенные в тексте.

Даже богатым людям карантин дался тяжело. В частности, топ-менеджерам Казахстана, чьи зарплаты сократились примерно на 30%. Если до карантина руководители высшего звена получали, в среднем, около 1 500 000 тенге в месяц, то теперь их доходы упали примерно до 1 100 000 тенге. И восстанавливаются они очень медленно. Скорее, просто не растут. В такой ситуации пришлось не то, что поставить крест на красивой жизни, а в прямом смысле выкраивать деньги на обязательные нужды.

Alpari провела небольшое исследование на тему, как тратят деньги топ-менеджеры, и хватает ли им на жизнь. Для этого компания опросила своих клиентов в Казахстане, подходящих по параметрам (должность и доходы), и получила весьма интересные результаты. Прежде всего, еще раз можно убедиться, что успешный человек отличается исключительной прагматичностью. Во-первых, он занимается скрупулёзным финансовым планированием. Во-вторых, около 50% своего дохода он тратит на ежемесячные нужды, а все остальное откладывает и инвестирует.  

Топ-менеджеры, финансовая грамотность которых очень высока, около 30% своих доходов откладывают «в конверт» на текущие годовые финансовые цели.  Будь то отпуск, налоги, абонемент в спортзал, ремонт в квартире или покупка дорогостоящих гаджетов. А 20% доходов они инвестируют – заводят на фондовый, валютный рынок либо вносят на депозит в банк. Кстати, это золотое правило 50/30/20 (расходы/сбережения/инвестиции), я советую взять на вооружение и использовать вне зависимости от уровня дохода.

Список расходов интересен сам по себе. Кто-то считает каждую потраченную копейку. А кто-то просто обобщает статьи расходов до категорий и исключает небольшие нерегулярные траты (типа небольшого ремонта, покупки мелкой бытовой техники, штрафов и лекарств), закладывая на них ежемесячно 5-10% от дохода и называя это «непредвиденные расходы». Но, в среднем, ежемесячно у всех есть конкретные лимиты по определенным пунктам. Стоит также отметить, что в финансовом планировании не учитываются доходы с финансовых рынков. Так как они не поддаются планированию, поэтому просто проходят отдельной статьей «допдоход» и направляются на глобальные долгосрочные цели. Например, покупка авто, недвижимости.

Тем не менее, как только нагрянула беда, топ-менеджеры поспешили урезать свои долгосрочные планы с 30% до 10%. То есть,  отменили отпуск, ремонт, крупные покупки. Оставили только самое необходимое в виде налогов, страховок, аренды гаража и тому подобное. А вот инвестиции, наоборот, прибавили с 20% до 35%, так как в кризисные времена финансовые рынки дают возможность хорошо заработать за счет высокой волатильности. Да и увеличение накоплений на «черный день» тоже позволяет чувствовать себя спокойнее.

Понятно, что отпала необходимость заправлять и обслуживать (мыть, ремонтировать) автомобиль. Поездок стало меньше, соответственно, данная статья расходов значительно уменьшилась. Почти в пять раз сократились траты на развлечения – все переместилось в онлайн. И это оказалось весьма бюджетно, а в некоторых случаях бесплатно. Траты на себя тоже уменьшились, но при этом пережили заметную трансформацию. Вместо покупок одежды для офиса мужчины стаи чаще посещать онлайн-магазины, торгующие товарами для дома. Многие обновили пижамы, спортивные костюмы, нижнее белье. А стремление поддерживать здоровье и хорошую форму увеличило спрос на всевозможные витамины и БАДы. А также спортивный инвентарь, ортопедические кресла для работы и прочие приспособления для ухода за собой в домашних условиях.

А расходы на продукты питания показали другую картину. Многим пришлось перейти на более простые продукты — мясо птицы, овощи. Да и вообще больше готовить дома, а если и заказывать, то «домашнюю кухню». Это позволило в целом сократить траты на еду. Но относительно зарплаты (в процентном выражении) эта статья расходов стала одной из пяти, которые выросли! В основном, за счет алкоголя, покупать который стали примерно в три раза чаще.

Рекордный рост расходов показали обязательные траты – почти в 1,5 раза увеличились платежи по ЖКХ. А затраты на сотовую связь прибавили более чем в два раза. По всей видимости, из-за нехватки общения с близкими. Опрошенные стали почти в два раза больше тратить и на свое образование (иностранные языки, повышение квалификации). Но исключительно потому, что для этого освободилось время.

При этом топ-менеджеры Казахстана не стали сокращать расходы на близких, где-то даже  увеличили.  Многие оказывают финансовую помощь родителям. Также не стали урезать бюджет на домашних питомцев. Здесь стоит учесть, что в исследовании приняли участие холостые мужчины. И этот факт у многих вызвал недоумение: как другие, у кого есть жены и дети, справляются в этой ситуации? Но, по общему мнению, нужно не тратить меньше, а зарабатывать больше. Что и собираются сделать в ближайшем будущем казахстанские руководители. А для этого им придется работать в несколько раз больше.

Султан Нуртаев, ведущий эксперт финансовой компании Alpari.

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше