Сократить летние каникулы в школах недавно предложил глава одного из казахстанских строительных холдингов Айдын Рахимбаев. Общественный деятель Марат Абенов, в 2012-2013 годах занимавший должность вице-министра образования и науки Казахстана, а ныне председатель Национальной Палаты образования и инноваций «Серпін» назвал семь причин, почему нельзя переносить учебу в школах на лето.

«Чаще всего такие предложения идут от тех, кто не знаком с реальным учебным процессом». Марат Абенов о сокращении летних каникул
Источник фото

Время от времени, примерно раз в 5 лет, возникают дискуссии о том, что нужно перенести обучение в школах на летнее время.

Чаще всего предложения идут от тех, кто не знаком с реальным учебным процессом, с психофизиологическими аспектами влияния на здоровье детей создание санитарных и организационных условий для образования, реальным положением дел в обычных школах, не знает состоянии их материальной базы.

Я лично за последние 10 лет как минимум три раза прямо или косвенно участвовал в обсуждении кем то забрасываемых в общество «легких решений» в очень не простой для таких изменений сфере напрямую касающейся как минимум половины из 19 млн граждан — это 3,5 миллиона школьников и их родителей, это 350 тысяч учителей и 150 тысяч персонала, почти 8 тысяч школ.

Почему этого нельзя допустить?

ЛЕТОМ НЕ ПОЗВОЛИТ УЧИТЬСЯ ЖАРА

Кто предлагает летний вариант — обучаться в июне и перенести часть на июль, не сталкивались с реалиями. Мы живем в зоне резкоконтинентального климата. У нас зимой мороз, а летом жара.

Так вот, средняя температура МАЯ во многих регионах уже 21-22 градуса. Это уже максимальный предел по санитарным нормам безопасности детей. В конце мая и начале июня уже 23-25 градусов. Особенно в южных регионах.

Вспомните , что уже в конце мая невозможно заниматься — душно и жарко. В июне же средняя температура в ряде областей на Юге Казахстана , где как раз учиться большинство школьников в среднем под 30 градусов.

Превышение температуры только на 2-3 градуса уже опасно для здоровья и без того ослабленных после зимы детей.

Школьники не смогут находиться в помещениях более 10-15 минут. Сидеть с открытыми окнами — много пыли, солнечного света. Начнутся солнечные удары.

А еще значительное большинство школ двухсменные — значит в самое пекло будут идти в школу или обратно под прямыми солнечными лучами.

У НАС ШКОЛЫ НЕ ОСНАЩЕНЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕТОМ

В Казахстане около 8 тысяч школ. Из них более 90% не оборудованы кондиционерами. Их вообще нет. Кроме кабинетов информатики, комнаты для директора, медпункта и лабораторий химии. В учебных классах их не было еще в проектах при строительстве.

Вспомните свои школы.

Чтобы оборудовать системами кондиционирования, нужно огромные финансовые вливания. При том, что большие школы потребуют специальных охлаждающих систем. Оборудовать только классы тоже нельзя. Ведь на переменах они будут выбегать из прохлады в жаркие душные коридоры.

ЛЕТОМ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ОЗДОРАВЛИВАТЬСЯ И ОТДЫХАТЬ

Это в условиях наших природных условий обязательное требование. Перепады температуры, загрязненный воздух, не лучшая экология создают стрессовые ситуации. Дети к маю уже эмоционально и физически выжаты. И без того наша страна в лидерах по суицидам. Пусть лучше дольше здоровье подправят. И еще лето — это возможность отдыха и общения с родителями, сезон отпусков который в семьях ждут. Если дети будут учиться, то и родители не смогут выехать в отпуска.

НЕЛЬЗЯ ЛИШАТЬ ОТДЫХА УЧИТЕЛЕЙ

Это их право — 56 дневный оплачиваемый отпуск. Мы приняли закон о статусе учителей — говорим об их социальной защите. У нас нет запасного комплекта учителей на всю страну. Кем их заменить, если они на 2 месяца позже начнут уходить отдыхать? И ещё проводить уроки в необорудованных кондиционерами помещениях будет большой нагрузкой для их здоровья.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РАСХОДЫ

Отзыв учителей из отпусков стоит не малых денег. Нужна как минимум двойная оплата. Ведь отпускные — это их заработанные деньги. Нужно работать в свободное время — тогда платите.

Выделить из бюджета дополнительную заработную плату 500 тысячам работников школ — 350 тысяч учителей и 150 тысяч технического персонала НАША СТРАНА СЕЙЧАС НЕ СМОЖЕТ. Таких денег в бюджете нет.

ЛЕТО — ПЕРИОД РЕМОНТА ШКОЛ

В стране до сих пор функционируют школы, которые были построены еще до 1980-х годов. А это значит, что они находятся в не очень хорошем техническом состоянии — ведь финансирование стандартное, капитальный ремонт это исключение, а не правило.

Лето необходимо использовать для подготовки школ к новому учебному году.

Стандартная ситуация — ремонт школ можно провести только в летнее время. Этого требует и безопасность — отсутствие детей в это время, и санитарные нормы — что бы все успело подсохнуть и выветриться. Огромные здания, требуют более длительного времени. А когда этим заниматься, если учеба завершится поздно?

ГОСУДАРСТВО ОБЯЗАНО ОБЕСПЕЧИТЬ РАВНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ

По Конституции среднее образование бесплатное и государстве обязано создать всем детям равные условия. Нельзя допускать дискриминации и делить детей в зависимости от экономической ситуации в регионах , от разницы инфраструктуры в аулах и городах, в зависимости от материального положения родителей.

Если хотим каких либо кардинальных преобразований то нужно создавать равные условия для всех и только тогда вводить одинаковые изменения.

На кого мы ориентируемся? В стране не более 200 школ продвинутого уровня с мощной материальной базой. Они оборудованы кондиционерами во всех помещениях с одинаковым температурным режимом, спортзалами, бассейнами, лабораториями, зонами досуга и просторными библиотеками. Дети в них учатся в одну смену, поэтому полный день могут заниматься в кружках, секциях заниматься наукой и творчеством. Кстати в таких школах кормят как минимум два раза — соблюдая высокие стандарты с учетом необходимых витаминов и калорий. В этих школах не более 20-25 детей в классе и за каждым из них закреплены как минимум два учителя.

У учителей как минимум зарплата в два раза выше. Поэтому есть стимул для индивидуального подхода к каждому ребенку. Эти школы хороший пример — нужно всей стране к этому стремиться.

Сможем ли мы это быстро сделать?

Для того что бы все 8 тысяч школ учились в одну смену , нужно как минимум построить дополнительно 5 тысяч современных школ. А значит нужно набрать новые штаты учителей и персонала.

А в остальных 8 тысяч обычных школ провести полное переоборудование и оснастить современными учебными лабораториями, спортзалами, вентиляцией и кондиционерами.

Нельзя допустить того что бы ориентируясь на условия в самых современных столичных школах по всей страны для всех мы поменяли требования, сроки обучения меняли программу.

А по закону все обязаны соблюдать государственные стандарты обучения которых надо придерживаться в том числе и частным школам.

Будучи вице министром образования в 2012 -2013 годах мы рассматривали этот вариант — переноса части учебного процесса на летние месяцы. Встречались с экспертами, учеными, опытными руководителями организаций образования. И я помню как один из аксакалов сказал — как вы хотите поменять как в западных странах , по «кембриджской» программе если у нас еще в больше половине школ нет оборудованных туалетов, ходят уличные постройки с дыркой в земле.

Большинство школ в стране не имеют центрального отопления и канализации.

С тех пор ситуация не сильно поменялась.

За эти годы построили из бюджета штук 20-25 дорогих школ для ориентира и гордости. Их содержание обходиться в значительную часть бюджета от общего пирога. На остальные не хватило.

Деньги ушли на ЛРТ и на Экспо.

Сейчас ситуация еще более усложнилась — демографический взрыв привел к переполнению школ. Только в Шымкенте надо в год строить 100 школ а в Астане 20.

Нам бы успеть создать минимальные условия.

Поэтому надо смотреть реалистично.

На серьезные изменения нужны как минимум до 10 лет. Да и то если вернем наворованное олигархами и пустим все на сферу образования то может лет 5 не меньше.

Школьная тема для меня намного ближе чем политика о которой я в последнее время чаще пишу. Мой папа 42 года был учителем, начал в в аульной школе и завершал карьеру директором. Кстати сегодня день его рождения — исполнилось бы 92 года. Я сам начинал трудовую деятельность преподавателем информатики в средней школе, потом был завучем, работая в городском и областном акимате напрямую курировал вопросы образования. Потом был вице министром МОН, после занимался переподготовкой учителей, организовывал проект «Серпін».

Педагог и учитель это моя основная профессия в жизни — поэтому очень переживаю за эту сферу. Поэтому не могу промолчать когда кто то хочет бездумно повлиять на профессиональную деятельность огромной отрасли где работают преданные своему делу профессионалы, не хочу оставаться в стороне когда безответственно пытаются распоряжаться рабочим временем, правом на отдых, на условия работы сотен тысяч моих коллег.

Поделиться: