По словам министра энергетики республики Магзума Мирзагалиева, бензин дорожать не будет, а дизеля на заправках сегодня предостаточно.

Что будет с бензином и дизелем этой зимой?
Источник фото

В связи с тем, что сейчас бензин производится и отгружается в необходимых количествах. оснований для роста цен на него нет. Незначительное же увеличение прайсов на заправках, которое показал бензин за последнее время (с 163 до 177-178 тенге, то есть, по словам министра, на 15 тенге за последние три года), в ведомстве беспокойства не вызывает. Да и с дизтопливом, по мнению министра, все в порядке.

«Тот топливный кризис, с которым мы столкнулись, начался еще в летние месяцы, когда очень резко начали таять запасы дизтоплива на нефтебазах. И первым практическим решением была организация встречи с Министерством энергетики России. Буквально за полтора месяца мы смогли ситуацию по дизельному топливу стабилизировать благодаря тому, что было завезено порядка 190–200 тыс. тонн дизеля. Это достаточный объем, для того чтобы стабилизировать ситуацию. Конечно, вопрос цены очень актуален. Дело в том, что мы наблюдаем рост цены на нефть. Соответственно, в той же России на заводах цена на ГСМ заметно подросла. Мы были вынуждены импортировать более дорогое дизельное топливо. Но самое главное — мы смогли стабилизировать ситуацию по части наличия его на заправочных станциях», — объяснил глава ведомства.

Как отмечает портал «Колеса», одной из причин осеннего дефицита дизеля, продолжающегося уже после завершения уборочных работ, когда сельхозтехнику, казалось бы, заправлять не нужно, стала остановка на ремонт Павлодарского нефтехимического. Завершить работы на ПНХЗ должны были к 1 ноября, но накануне пресс-служба НК «Казмунайгаз» сообщила, что на заводе запущены все технологические установки, за исключением гидроочистки дизельного топлива. И теперь цех гидроочистки не сможет заработать едва ли не до весны.

На заводе в данное время выпускается всего несколько сотен тонн дизеля в сутки. А к 10 ноября планируется выйти на 3.8 тыс. тонн в сутки (вместо необходимых 6 тыс., то есть меньше на треть). Большего количества дизеля класса К-4 завод с тем оборудованием, что у него сейчас работает, не потянет. (К-2 и К-3 он производить, в принципе, сможет, но по техрегламенту его нельзя реализовывать на территории ЕАЭС. Разрешается только вывозить куда подальше.)

Таким образом, в ноябре и декабре страна недополучит около 150 тыс. тонн дизтоплива, которое придется снова ввозить из России. (По 50 тыс. тонн межсезонного и по 20–25 тыс. тонн зимнего в месяц.) А так как к дизелю в Казахстане сегодня достаточно крепко привязана коммерческая техника, все это может пагубно сказаться на стоимости продуктов, товаров и услуг. В январе-феврале спрос на дизель спадет (так происходит ежегодно), но к марту перед началом полевых работ ПНХЗ просто кровь из носу необходимо будет запустить производство дизтоплива в полную силу.

А пока в правительство ушли предложения об обнулении НДС на российское топливо, чтобы хоть как-то снизить нагрузку на кошельки наших сограждан. Одобрят его или нет, неизвестно. Но, как считают некоторые эксперты, в ближайшие три недели подскочить в цене на 5–10 тенге за литр может и бензин (торговцам, в начале текущего года работавшим себе в убыток, позволят немного поправить свои дела), что радости казахстанцам к Новому году явно не прибавит.

Поделиться: