Что делали в Казахстане физики из MIT и как это связано с путешествиями во времени

E
Ezoria Автор
12 января 2024

В компании с известным клипмейкером они предложили взглянуть на мир с позиции кота Шрёдингера.

Кадр из фильма «Stag Hunt»

В начале июля 2023 года Казахстан посетили известные американские ученые – математик Мишель Рейли и профессор физики Сэт Ллойд. Несмотря на то, что ни сам факт их приезда, ни его непосредственная цель не получили какой-либо огласки, за этим кроется интересная история.

Казалось бы, зачем еще ученым ехать за океан, если не ради каких-либо исследований? Истина же такова, что в Казахстан их привело желание популяризовать науку посредством кинематографа. А результатом этой работы стал короткометражный художественный фильм Stag Hunt, который был представлен в alma-mater ученых – Массачусетском технологическом институте (MIT) – в середине октября. Режиссером картины выступил известный фотограф и клипмейкер из Берлина Андрей Кеззин. Надо отметить, это не первая его работа в коллаборации с Рейли и Ллойдом. По сути Stag Hunt является продолжением короткометражки Steeplechase, которую мир увидел в прошлом году. Но расскажем обо всем по порядку.

Steeplechase

Короткометражный научно-популярный фильм Steeplechase был снят в 2021 году в Беларуси. В его основе лежит весьма востребованная в кинематографе (да и других творческих жанрах) идея путешествий во времени, однако есть факторы, существенно выделяющие фильм на общем фоне. Во-первых, сценарий создавался при непосредственном участии Мишель Рейли и Сэта Ллойда, что обеспечило глубочайший профессиональный подход в вопросах физики, демонстрируемых на экране.

Также ученые сами исполнили главные роли в фильме, причем, они подошли к этому вопросу со всей ответственностью.

«Я думала о личных переживаниях, которые вызывают у меня сильные эмоции, и позволяла им проявляться на моем лице. Я не отвлекалась от сюжета даже при смене сцен и старательно избегала светских бесед», – рассказывает Мишель Рейли о том, как ей удавалось оставаться в образе.

Основной сюжет картины сосредоточен вокруг так называемого парадокса дедушки, но также в фильме затронуты вопросы создания квантового компьютера, парадокса друга Вигнера, многомировой интерпретации квантовой механики и фантазии на тему реализации мысленного эксперимента Дэвида Дойча. Также стоит отметить полное отсутствие каких-либо диалогов – на протяжении всего фильма его герои не сказали ни слова (что, впрочем, не мешало им время от времени убивать друг друга).

«Это не первый рассказ людей о путешествиях во времени. Им тысячи лет. Путешествия во времени встречаются в «Махабхарате», в Библии, в Коране, в японских, китайских и ирландских мифах. Это лишь самая последняя и, возможно, одна из самых кровавых историй о путешествиях во времени, которую вы увидите», – отмечает профессор Ллойд.

Кроме того, картина буквально пестрит разнообразными отсылками к поп-культуре, которые с легкостью распознают любители научно-популярной фантастики. Не меньше в фильме и референсов к различным научным теориям, экспериментам и персоналиям, которые будет уже сложнее считать человеку непросвещённому. В качестве яркого примера можно привести своеобразное камео математика Курта Гёделя, чей портрет виден в кадре в самом конце фильма. Именно Гёдель в 1949 году получил точное решение уравнений Эйнштейна, что допускает существование замкнутых времениподобных кривых.

«Большинство людей не понимают, что общая теория относительности Эйнштейна не исключает возможности путешествий во времени. На данный момент в научном сообществе нет единого мнения о том, как трактовать эту возможность», – поясняет Мишель Рейли.

[embed width="123" height="456"]https://www.youtube.com/watch?v=rTS6wFK_Ryc[/embed]

Отметим, что фильм Steeplechase был отобран на 10 кинофестивалей и завоевал три награды, в том числе как лучший экспериментальный фильм.

Stag Hunt

Что же касается фильма Stag Hunt, то он на порядок глубже и сложнее своего предшественника. 15-минутная картина вобрала в себя многовековые попытки ученых постичь истоки мирозданья и тайну устройства Вселенной (Вселенных), она затрагивает не только вопросы физики, но и извечные философские дилеммы – существует ли бог и свобода выбора, что ждет нас после смерти… Кроме того, в фильме присутствует намек на столь злободневные в наши дни вопросы, как технологический апокалипсис, который может случиться при неконтролируемом развитии искусственного интеллекта, а также на ядерную войну.

Как и в случае со Steeplechase, внимательный зритель во время просмотра не только задастся вопросами сущности бытия, но и заметит множество культурных отсылок – от «Кольца нибелунгов» до «Автостопом по галактике», от «Одиссеи» Гомера до «Охотников за приведениями», от «Бегущего по лезвию» до трагедий Шекспира.

Главные роли в картине вновь исполнили Мишель Рейли и Сэт Ллойд, однако в этот раз их персонажи не воздерживались от бесед, охотно обсуждая некоторые физические парадоксы и философские концепции. Кстати говоря, все диалоги в фильме были написаны непосредственно Рейли, она же выступила соавтором сценария.

За счет этого фильм будет особенно интересен людям науки, но есть у этого и обратная сторона – даже после многократного просмотра, многое в картине может быть непонятно гуманитариям. С точки зрения широкого зрителя, кино, скорее, будет напоминать своеобразный артхаус с элементами sci-fi и нуара. Даже режиссер картины в беседе с Esquire.kz признался, что ему пришлось два месяца слушать лекции по квантовой физике, чтобы лучше разобраться в сюжете.

В визуальном плане для зрителя фильм также может предстать своеобразной головоломкой, малейшая деталь в нем несет определенный смысл – от лежащих на столе игральных костей до висящих на стенах картин известных модернистов.

Особое место занимает в фильме и музыка, задающая настроение с самых первых минут. Причем, у заглавной композиции тоже есть своя история, которая растянулась на несколько лет.

«Восемь лет назад я выставлялся во Франции, в городе Арль – раз в году он превращается в одну большую галерею. На улице девушка играла на гитаре, и играла она безумно красиво. Я тогда еще только начинал делать клипы, и был готов снимать все что угодно. Я подошел к ней и предложил снять ей видео. Она была в восторге и прислала мне песню. За один день я написал сценарий и отправил ей. К сожалению, мы не смогли найти денег, и сценарий остался в столе на два года. Потом он всплыл на время, когда Александр Васильев из группы «Сплин» предложил мне сделать ему видео. Я пытался подстроить этот сценарий под его песни, но он назвал меня сумасшедшим и отказался. В общем, песня так и лежала по разным облакам, пока я переезжал, менял компьютеры, занимался фото, видео, кино и даже театром. И вот когда мы сняли Stag Hunt, я вспомнил про эту песню и попросил нашего продюсера пристроить её к фильму. И она легла как влитая. Оставалось только написать автору. И оказалось, что я вовремя, потому что Дэльфин была печальна и немного разочарована в творческом мире. В общем, мы, может быть, даже вернули ее в творчество, и она отдала нам трек совершенно бесплатно. Вот так у нас в кино появилась песня про Алису и Горгону», – рассказывает Андрей Кеззин.

[embed width="123" height="456"]https://www.youtube.com/watch?v=bb_edwm1ZBM[/embed]

Что касается сюжета, то в основе фильма Stag Hunt лежит парадокс бесконечного отеля (он же «Гранд-отель» или «Отель Гильберта»), но главная идея повествования строится все же на диалогах героев и вопросах, которые они поднимают в своих беседах.

«В нашем новом кино через физику мы говорим о смерти и о том, что смерти нет. Бесконечный отель, насколько нам удалось его показать, это, наверное, просто основная декорация. Мне нравится вся эта математическая прогрессия тем, что она одновременно и сложная, и простая. Простая для Мишель, как для блестящего математика и философа, и сложная для меня – человека, для которого цифры, скорее, – магический орнамент. Для меня основной идеей, конечно, является осознание смертности и принятие ее. Я всегда цитировал Бродского: «Смерть – это то, что бывает с другими», но во всем этом «квантовом» мире ее вообще не бывает. Так что мне показалось клевым продемонстрировать парадокс Шрёдингера с точки зрения кота», – говорит режиссер картины.

Примечательно, что слоган фильма гласит «To be AND not to be».

Андрей Кеззин отмечает, что Stag Hunt на сегодня является его самой серьезной режиссерской работой. При этом съемки проходили весьма напряженно, в достаточно жестком графике, поскольку в это же время Кеззин был задействован на еще одном крупном проекте. Преодолевать разнообразные трудности во многом удавалось благодаря усилиям продюсеров проекта – Андрея Шибанова (на фото) и Николая Царева.

«Сьемки были в Алматы, мы арендовали этаж отеля и сначала снимали там, а потом команда художников во главе с Камилой Нугмановой построили нам декорации в небольшом павильоне на одном из заброшенных заводов. По поводу идеи сниматься в Казахстане Сэт был в восторге, он вообще авантюрист и любитель исследовать не только время, но и пространство. А вот Мишель – реалист, и ее немного пугала перспектива перелета почти в сутки. Я подкупил ее только тем, что она живьем увидит отголоски USSR, смешанные с восточной культурой», – рассказывает Андрей Кеззин.

Как поделилась Мишель Рейли, у нее от нашей страны остались весьма теплые впечатления.

«Мне было очень приятно впервые побывать в Казахстане. У меня есть друзья, которые работали в Корпусе мира, и я была наслышана о том, какие добрые люди здесь живут. Кони-Айленд, штат Нью-Йорк, откуда я родом, сильно отличается от Казахстана! Больше всего мне понравилось видеть женщин всех возрастов, комплекций и размеров, идущих рука об руку по улицам. Из всего казахстанского это оставило у меня самое нежное впечатление. Я бы обязательно вернулась на съемки еще раз», – вспоминает ученая.

Кстати говоря, это вполне вероятно. По словам режиссера, у команды в планах еще несколько фильмов из этой серии, сценарии уже в работе, причем, есть идеи, как расширить киновселенную, добавив в нее и других именитых физиков.

Пока что же Stag Hunt проходит отбор для участия в кинофестивалях. Для широкого зрителя фильм станет доступен к просмотру ориентировочно через год-полтора.


Элина Гринштейн

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше