Абсолютное большинство автомобилей в республике заправляется бензином, а на втором месте по популярности находится газ. Сейчас такой техники на дорогах страны насчитывается уже около 313 тысяч, тогда как в 2019 году ее было более чем вдвое меньше (140 тысяч).
«Если учитывать резкий рост популярности переоборудования на ГБО, то неудивительно, что цена на топливо для них также пошла вверх. На сегодняшний день ценники в разных регионах варьируются от 80 с небольшим тенге вплоть до 130. Для справки: по 130 тенге за литр в конце 2016-го и начале 2017-го казахстанцы заправлялись АИ-92», — сообщает портал «Колеса».
Согласно анализу рынка, который провело здание, в сравнении с нынешними ценами в начале 2021 года газ был заметно дешевле. Вот только причиной этому была вовсе не щедрость заправщиков. Дело в том, что с апреля 2020 года в Казахстане действовали предельные цены на реализацию сжиженного нефтяного газа (СНГ) на ГЗС. Стоимость варьировалась в зависимости от региона согласно специальной таблице. К примеру, в Шымкенте торговать газом на заправках можно было по 55 тенге, а в Алматы — по 69. Вся же вилка выглядела следующим образом: от 50 тенге в Мангистауской области до 73 тенге в Карагандинской.
На бумаге регулирование цен продержалось вплоть до 1 марта 2021 года, на деле же ситуация обстояла несколько иначе. Ещё в декабре 2020 года на торговлю сверх установленной стоимости жаловались в Актау, аналогичные жалобы поступали и в феврале. Тогда на заправках просили от 60 до 70 тенге за литр вместо положенных 50. И это не единственный пример.
Серьезные скачки начались осенью 2021-го. В Актобе, к примеру, в октябре 2020 года газ стоил от 54 тенге, в октябре 2021-го держался уже на отметке 63 тенге и за месяц вырос до 75 тенге. В Петропавловске цену взвинтили сразу на 30 тенге. При этом удорожание сопровождалось дефицитом и торговлей газом по талонам. В Мангистауской области, где машины с ГБО особенно популярны, между сентябрем и ноябрем литр газа вырос с 63 до 80–90 тенге.
«Ожидать, что в 2022-м ситуация с ценами на газ станет лучше, не стоит. К 1 января будущего года должен завершиться полный переход продажи СНГ на электронно-торговую площадку (ЭТП), который начался в 2019-м. По задумке стоимость голубого топлива будет регулироваться лишь соотношением спроса и предложения, без вмешательства государства. Логично предположить, что количество желающих заправляться газом продолжит расти. Все-таки пока автогаз дешевле бензина, а вот самого топлива больше не станет», — делает выводы издание.