Имя Йоргаса Лантимоса сегодня все чаще на слуху у любителей кинематографа. Греческий режиссер, начинавший с фильмов категории «Б», сегодня умело справляется с замысловатыми сюжетами, которые он пишет в соавторстве со сценаристами. Рассказываем, чем обусловлена популярность режиссера и почему его фильмы можно смело назвать «бредовыми шедеврами».

Что здесь, черт возьми, происходит? Бредовые киношедевры Йоргоса Лантимоса, которые ставят в тупик и восхищают одновременно

Произведения категории «артхаус» – фильмы, мягко говоря, не для всех. Это направление демонстрирует сюжеты непривычные для масс, подталкивающие к неожиданным и философским заключениям. При этом, достаточно большим успехом у обывателей и любителей понятного кино пользуются картины Ларса Фон Триера («Дом, который построил Джек», «Меланхолия», «Нимфоманка»), которого при этом достаточно сложно назвать режиссером массовым. Но если вы знакомы с Ларсом, то у Вас есть хотя бы минимальное понимание этого направления и хотя бы небольшая, но любовь к «странным» фильмам.

Итак, Йоргас Лантимос. Чем же он отличился от большого количества режиссеров, снимающий авторское кино? Во-первых, своеобразным подходом к работе. У режиссера получается совмещать необычайно эстетичную картинку и сложнейшие истории, мифологические сюжеты и современный мир.

В 2009 у гения абсурда выходит авангардный фильм «Клык». По сюжету, в доме на окраине города живут мать, отец и трое детей. Дом окружён высоким забором, за который дети никогда не выходили. Они растут, развлекаются, учатся и играют так, как считают нужным их родители, не испытывая никакого влияния со стороны. Они верят, что самолёты, пролетающие над ними, игрушечные, а «зомби» – это название желтого цветочка.

Что здесь, черт возьми, происходит? Бредовые киношедевры Йоргоса Лантимоса, которые ставят в тупик и восхищают одновременно

Войти в дом из внешнего мира может только Кристина. В компании главы семейства она работает охранником. Её приглашают для того, чтобы сын с её помощью удовлетворял свои сексуальные потребности. Взрослые дети знают главный закон семьи: «нельзя покинуть дом, до тех пор, пока у тебя не выпадет правый клык». Вот только что зовется «клыком» в месте, в котором все предметы зовутся не так, как привыкли мы, а картина мира в целом настолько искажена, что противоречит всем нашим представлениям?

Что здесь, черт возьми, происходит? Бредовые киношедевры Йоргоса Лантимоса, которые ставят в тупик и восхищают одновременно

Еще одна из его знаменитых работ – «Убийство священного оленя», рассказывает нам историю кардиохирурга и молодого паренька, отец которого погиб на операционном столе. Здесь странным является все, начиная с того, что между этими двумя складываются дружеские отношения. Но в течение фильма, череда событий заводит нас в совершенное безумие. Мальчик при всей своей доброжелательности и безобидности, обещает отомстить хирургу, а далее у его детей по непонятным причинам отказывают ноги, пропадает аппетит, а после они и вовсе находятся на грани смерти. И все это дело, как ни странно, сопровождают философские диалоги.

Что здесь, черт возьми, происходит? Бредовые киношедевры Йоргоса Лантимоса, которые ставят в тупик и восхищают одновременно

Проклятье? Карма? Мистическое пророчество? Досмотрев тонкую психологическую картину до конца, зритель смотрит на экран с единственным вопросом: «Что это все значит?!». Схватив свой гаджет и открыв браузер, мы пытаемся найти ответы на все происходящее на экране. Здесь мы узнаем, что фильм вовсе не является бредом сумасшедшего, а скорее своеобразной интерпретацией и искусно преподнесенным древнегреческим мифом об Ифигении в Авлиаде. И главной темой становится именно искупительная жертва, на которую должен пойти любящий отец семейства.

Что здесь, черт возьми, происходит? Бредовые киношедевры Йоргоса Лантимоса, которые ставят в тупик и восхищают одновременно

Когда приходит осознание того, как тонко и хорошо подана история, какие тайные нотки души она затрагивает, как шокирует и будоражит сознание, хочется углубляться в творчество автора снова и снова. И здесь мы закономерно приходим к «Лобстеру», как ни странно, снятому Йоргасом ранее.

Что здесь, черт возьми, происходит? Бредовые киношедевры Йоргоса Лантимоса, которые ставят в тупик и восхищают одновременно

Эта история кажется нам не менее абсурдной, но более понятной с точки жанрового разнообразия. Фильм хочется назвать антиутопией, главное условие которой, наличие какого-либо режима и антагониста. Эта формула здесь соблюдена на пять с плюсом. Сюжет фильма рассказывает нам о мире, в котором нет одиночества. Точнее, его пытаются искоренить посредством создания неких пансионатов, в которых находятся люди, не нашедшие спутника жизни. Они вместе проводят свой досуг, занимаются спортом, играют в шахматы, общаются. Тем самым пытаясь найти себе пару. Звучит даже неплохо, если не учитывать тот факт, что их могут превратить в животных, если они не найдут пару до конца установленного срока! В итоге, если вы не нашли пару, вас гарантировано превратят в оленя, кабана, собаку или даже лобстера. Благо, выбор зверюшки, в теле которой вам придется коротать свое существование, останется за вами. Но устраивает это конечно не всех, так как найти пару в пансионате, не совсем простое дело. В этот переломный момент и появляются люди, пытающиеся бороться с режимом.

Что здесь, черт возьми, происходит? Бредовые киношедевры Йоргоса Лантимоса, которые ставят в тупик и восхищают одновременно

Посмотрев данный фильм, у вас еще долгое время будет сохраняться мысль «это было очень странно, но мне понравилось». Наверное, именно этим и цепляет затейник Йоргас Лантимос, без зазрения совести, играющий с нашими эмоциями. От некоторых его фильмов действительно может стать не по себе, от большинства и вовсе можно плеваться, но желание смотреть и вкушать этот шок-контент дальше, не испаряется никуда. Поэтому двигаемся дальше и находим на своем пути двойственную, почти абсурдную «Фаворитку».

Что здесь, черт возьми, происходит? Бредовые киношедевры Йоргоса Лантимоса, которые ставят в тупик и восхищают одновременно

Очевидно, картина не прошла мимо вас после награждений на «Оскар» в 2019 году (там она получила массу номинаций и награду за «Лучшую женскую роль»), но многие даже не догадываются, что это фильм Лантимоса. Слишком уж он не похож на предыдущие работы. Между тем, картина отличилась тем, что смогла попасть на большие экраны и понравиться широкому зрителю. По сюжету, действие происходит в начале XVIII века. Идет война Англии с Францией, но жизнь в королевстве продолжается. Трон занимает болезненная королева Анна, и страной фактически руководит её близкая подруга леди Сара Мальборо. Когда во дворце появляется девушка Эбигейл, родственница леди Сары, та сначала определяет её работать на кухне. А вскоре новенькая удачно находит лекарство для больной подагрой королевы. Для Эбигейл это — шанс вернуться к своим аристократическим корням…

Что здесь, черт возьми, происходит? Бредовые киношедевры Йоргоса Лантимоса, которые ставят в тупик и восхищают одновременно

Сегодня шутник и философ Йоргас Лантимос занимается съемкой новой картины, которая совсем скоро получит название «Бедные-несчастные» и за основу его берется одноименная книга Аласдера Грея. Героиня по имени Виктория Блессингтон (которую исполнит Эмма Стоун) – мать четверых детей, доктор и социалистка. На девятом месяце беременности Виктория, живущая с мужем-абьюзером, решает покончить с собой. Но её тело из воды удачно достаёт доктор Боглоу Бакстер, непризнанный гений медицины. Одинокий мужчина давно мечтал создать себе идеальную спутницу жизни, и наконец у Бакстера появился такой шанс: он оживляет Викторию, пересадив ей мозг нерождённого ребёнка, и на свет появляется буквально женщина с детской душой. Впрочем, Виктория, которой Боглоу даёт новое имя (Белла Бакстер), аномально быстро учится всему, от коммуникаций с людьми до политики, и… сбегает в Париж с любовником!

Выходит, что Йоргос снова готов переиграть и удивить зрителя. Поэтому будем ждать его новое кино с особым трепетом и нетерпением…

Автор: Никита Журавлев

Поделиться: