Что не так с «Оскаром»?

Кинопремия переживает не лучшие годы.


Фото: oscars.org
Фото: oscars.org

Отгремел «Оскар-2025». Ну как отгремел — скорее, прошуршал. «Самая важная» кинопремия мира уже давно превратилась в ярмарку тщеславия для голливудских элит, результатам которой верят разве что по привычке. Из года в год влиятельные режиссеры и мега-богатые актеры собираются чтобы дежурно похлопать друг друга по плечу, раздавая золотые статуэтки направо и налево. 

Нужно признать — «Оскар» морально устарел. И премия этого года ярко это подтверждает. Да, академики приготовили для зрителей несколько сюрпризов, номинировав россиянина Юру Борисова и бразильянку Фернанду Торрес. Приятно, что «Оскар» уделил больше внимания интернациональным фильмам. Но главную проблему премии это не решает.

Давайте разберемся, почему «Оскар» уже не тот. 

Награды за заслуги 

«Оскар» — это «лицо» Голливуда. Неудивительно, что члены киноакадемии каждый год пытаются пропихнуть в список номинантов своих друзей и коллег. И 2025-й не стал исключением. За прошлый год вышли тысячи фильмов, в которых сыграли десятки тысяч талантливых актеров и актрис. Но на «Оскар» выдвинули только самых влиятельных из них.

Те, кто смотрели фильм «Конклав», точно задавались вопросом — как Изабелла Росселлини умудрилась получить номинацию за лучшую женскую роль второго плана? Из двух часов хронометража фильма, актриса была в кадре всего около 20 минут, а свои актерские навыки продемонстрировала лишь в одной сцене. Один неплохо сыгранный эпизод — это что, повод для номинации на «Оскар»? Конечно, нет. Просто Росселлини уже 72 года, а она так и не успела получить заветную золотую статуэтку — академики решили исправить эту «несправедливость».

Похожая ситуация произошла и с другой номинанткой за лучшую женскую роль второго плана — Зои Салданой. Над ее перформансом в «Эмилии Перес» издевался весь интернет: сцены с явно переигрывающей звездой «Стражей Галактики» собирали тысячи лайков в ТикТоке, а серьезные журналисты умоляли киноакадемию не вручать Салдане «Оскар». Но общественность не учла одного — Салдана несколько месяцев бомбардировала социальные сети трогательными видео с реакцией на свои многочисленные номинации за «Эмилию Перес». Академики просто не устояли. К тому же, Салдана точно «заслужила» заветный «Оскар». 

К подобным номинациям «за заслуги» можно отнести и Тимоти Шаламе с Эдвардом Нортоном, которые вяло сыграли известных фолк-музыкантов в невзрачном байопике «Боб Дилан: Никому не известный». Шаламе популярен у молодой аудитории, а Нортон и вовсе считается гениальным актером — как не номинировать таких красавцев? 

Блокбастеры тоже хотят премии

Будем честны — главный экспорт Голливуда это блокбастеры, а не престижные авторские драмы или байопики. Конечно, фильмы Шона Бейкера, Брэди Корбета и Джеймса Мэнголда пользуются большой популярностью, но именно высокобюджетные продукты Disney и Marvel собирают в прокате сотни миллионов долларов.

Вот комитет «Оскара» и решил, что блокбастеры тоже заслуживают право на награды. Правда, никто не подумал, что смешивать условную «Анору» с безликими блокбастерами типа «Злая: Сказка о ведьме Запада» немного странно.

Картина с Арианой Гранде и бюджетом в 150 миллионов долларов действительно попала в номинацию на лучший фильм, а сама певица и актриса Синтия Эриво и вовсе получила возможность претендовать на золотую статуэтку. Продюсеры «Оскара» надеялись, что участие такого фильма в гонке за наградами точно привлечет к трансляции больше зрителей. Не угадали. 

«Злую» сняли ради денег, а не премий. Так зачем портить список «лучших фильмов» бездушным блокбастером от Disney? Из-за «Злой» в главной номинации «Оскара» не оказались десятки более достойных фильмов, режиссеры которых действительно заслужили шанса побороться за премию. «Настоящая боль», «Падение империи», «Субстанция» на худой конец — все эти картины были проигнорированы в угоду большому бизнесу.

А потом продюсеры «Оскара» удивляются, почему никто не хочет смотреть церемонию вручения их премии.

Боязнь рисков

Самым ярким моментом «Оскара-2025» стало вручение награды в категории «Лучшая работа художника-постановщика». Актер Бен Стиллер, вручающий статуэтку, застрял на выдвижном подиуме и вещал на публику, выглядывая из-под пола. Смешная сценка. Но, учитывая, что за почти четыре часа трансляции это был самый забавный гэг, о будущем «Оскара» можно и нужно беспокоиться. 

Продюсеры «Оскара» упорно отказываются идти на риски, год за годом предлагая зрителям одну и ту же картину: довольные актеры и режиссеры благодарят со сцены своих мам, агентов и друзей. За них, конечно, радостно, но зачем людям это смотреть? 

В свое время, «Золотой глобус» неплохо привлек новую аудиторию провокационными выступлениями комика Рики Джервейса, который открыто издевался над столпами Голливуда. Правда, потом продюсеры «Золотого глобуса» одумались и перестали звать Джервейса — негоже шутить над такими важными людьми.

Респектабельный фасад «Оскара» уже давно покрылся трещинами, но его продюсеры продолжают делать вид, что премия все еще что-то значит. Церемония 2025 года в очередной раз подтвердила, что «Оскар» устарел и как премия, и как событие — к самим наградам давно никто не прислушивается, а трансляцию смотрят все меньше. 

Зачем вообще нужен этот «Оскар»? 

Читайте также

Источник изображения: kinopoisk.ru
Источник фото: shutterstock.com
Фото: oscars.org
Фото: Shutterstock
Эдриан Броуди и Брэди Корбет
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше