Dequine - казахстанская r&b-исполнительница, дебютировавшая в 2018 году с мини-альбомом "Пьяная вишня". За это время она успела выпустить полноценный альбом, уехать строить карьеру в Москву, выступить на "Вечернем Урганте", появиться на YouTube-каналах авторитетных глянцевых изданий - Vogue и GQ и после известных всем событий вернуться домой. Специально для Esquire Виолетта Тельманова поговорила с Данелей о свежем релизе, семье, казахском языке и притоке ребят творческих профессий из России.
Дан, с релизом и с чарт-топпером! Твой трек «Матча чай» возглавляет чарт Apple Music две недели подряд. Насколько я помню, у тебя всегда был хороший фидбэк от аудитории. Что чувствуешь?
Буквально вчера ловила себя на мысли – «Блин, как круто все проходит!». Во время старта промо-кампании песни у команды были сомнения, стоит ли вкладываться в нее, она ведь неформатная. Учитывая это, происходящее с "Матчей" вдвойне удивительно и очень приятно. Я долгое время не выпускала музыку и демки, которые все это время копила, сейчас перерабатываются и наконец превращаются в полноценные песни. Пожинать плоды своей работы - это классное ощущение для артиста. И с этим треком я это прям почувствовала, вдохновилась на работу и уже готовлю новый сингл.
До твоего релиза на первой строчке чарта Apple Music держалась молодая исполнительница, подписантка музыкального лейбла M'Dee "Закрытый клуб" – Ayau. Забавно было наблюдать, как ваши песни, так сказать, соревновались в чарте. Я видела, что ты очень давно записывала тикток под ее песню Sybyrlaiyn <3. Расскажи, как давно вы с ней знакомы и как относишься к ее творчеству.
Мы с ней познакомились в начале ноября на съемках проекта, который, думаю, до конца года уже выйдет. Я слышала песню sybyrlaiyn <3 еще до релиза и первое, о чем тогда подумала: «Блин, ну это круто!». Это та музыка на казахском языке, которую я хотела слышать, которую я с удовольствием слушаю и буду слушать. Когда трек вышел и еще не было такого бума, мне захотелось ее поддержать, потому что всегда, когда вижу девушек-артисток в Казахстане (особенно в Казахстане!), которые делают какие-то шаги, пишут музыку, снимают тысячу тиктоков для того, чтобы трек услышали, я на себя это проецирую. Вспоминаю свой 2018 год, когда мне хотелось видеть такую поддержку. И я очень горжусь ей и тем, как женское музыкальное комьюнити разрастается. Возможно, в Apple Music происходила какая-то байга, но на уровне души я не обратила на это внимание, потому что Ayau написала абсолютный хит. Классно, что треки могут байговать друг с другом, а артисты нет. Потому что каждый, кто находится сейчас в Казахстане, чувствует, что надо объединяться.
У меня тоже складывается впечатление, что женское r&b-коммьюнити постепенно растет и очень "френдли" между собой. Вы не выглядите как конкурентки. Видела твои тиктоки с Say Mo, Назимой, Liili и Жанией. Не поверю, что вы ни разу не закрывались в студии и не разгоняли фит или даже макси-сингл.
Макси-сингл пока что нет. Но было бы прикольно сделать что-то вроде «Lady Marmelade» (прим. Esquire - культовая совместная песня Christina Aguilera, Lil' Kim, Mya и P!nk). Мы не садились еще в студии ни с кем, кроме Назимы. У нас есть демо, но оно скорее всего не выйдет.
В одном из интервью ты рассказывала, что в песне «Матча чай» делишься тем, как ты научилась быть самодостаточной, слушать себя и не ориентироваться на мнения посторонних людей. Ты была ведомым человеком? В какой момент и как поняла, что нужно прислушаться к внутреннему голосу? Что или кто на тебя повлиял?
Это подсветил жизненный опыт. Я по своей сути очень ведомый и эмоциональный человек. Периодически ловила себя на мысли, что мне хочется найти кого-то, кто мне подскажет как поступить правильнее и какой выбрать путь. Когда я выпускала альбом «labum», мне говорили, что «На Западе» - это неформатная песня, которая никак себя не проявит. Я такая – «Да, хорошо». Не спорила, просто сняла клип и сказала, что это будет фокус-трек. И он хорошо себя проявил. Когда выходила песня «Да ладно», мне тоже говорили – «Блин, ну так себе трек. Не надо», при этом я прекрасно понимала зачем я его выпускаю. Я думала: «Дан, тебе так страшно проявиться в хип-хоп-треке, где будешь читать: «Я плохая сука, но я не тупая сука. Пойди ты туда, да посмотри, как будешь себя в этом чувствовать». Мне было любопытно отработать этот трек и на этой живой эмоции – одновременно страха и любопытства, я хорошо отработала промо, а спустя год после выпуска трек ловил вторую, потом третью волну популярности. Это классно.
«Матча чай» - не коммерческий r&b трек. Поп-музыка на русском языке сейчас не звучит так. Я всем говорила – «Не дергайте мое дитя! Давайте сделаем так». И результаты показывают, что интуиция меня не подводит. Сейчас, в это переменчивое время, когда столько изменений, и мир катится непонятно куда – происходит "корона", война и многое другое, хочется найти человека, который скажет: «Малышка, пойдем, я тебе покажу как надо. Ты многого не знаешь». И мне как девчонке, выросшей в Центральной Азии, и которая привыкла идти за кем-либо, хочется пойти туда. Импульсно. Но в конечном итоге я осознаю, что надо делать так, как я чувствую.
Что для тебя олицетворяет этот напиток – «Матча чай»?
Выбор. Есть классический напиток, который люди пьют с утра. Я пила долгое время капучино, в котором очень много кофеина, из-за которого я потом себя плохо чувствую. Я добавила туда матчу, потому что, во-первых, обожаю матчу, а во-вторых, меня после не так сильно трясет и мне спокойно. После матчи можно продолжать движение, я более продуктивна. И я сделала свой выбор. В общем, очень бытовая метафоричная штука.
Сигареты «Матче» тоже метафора?
Да. Это все условная метафора на надежду. Надежду на то, что сегодня у меня будет новый день и, да, я миллион раз была в состоянии, когда не знаю что мне делать. Главное посыл трека в новообретенной уверенности, нежели в том, чтобы всем заявить, что я крутая, классная и плевать на вас всех. Я очень люблю писать о надежде - это очень важное ощущение. Для меня релизы — это не просто фактический выпуск трека, это некий процесс, который происходит у меня внутри.
Ты заканчиваешь песню словами: «I am a grown ass woman», то бишь "Я взрослая женщина". Что значит для тебя быть взрослой женщиной? Тебе всего 22))
Это снова о том, что не надо меня поучать. Я сама разберусь со всем, что у меня происходит и, если я вам не нравлюсь, it’s ok. Нравлюсь – класс.
Наконец-то ты появилась на OYU! Лично я тебя ждала там очень давно. Скажи, ранее поступало предложение от ребят из QARA? И как все сошлось в этот раз?
Предложение не поступало раньше. У нас не так много проектов, где можно выйти спеть в лайфе и это будет выглядеть классно и вкусно. К тому же, это проект, который делают на моей родине. Естественно, мне хотелось принять участие. Уже четвертый сезон закончился, и я думала: «Да что же это такое? Меня вообще будут звать?». Конечно, я воспринимала это лично. И в момент мне пишет Камилла (прим. Esquire – Камилла Ажибаева – продюсер OYU Live), с которой мы давно знакомы, и говорит: «Хочу тебя пригласить на пятый сезон. Выбирай любой трек». У меня много демок, я отправила ей кучу всего, и она выбрала "Матча чай", который еще не был готов. Была лишь форма, припевную часть по продакшну мы дорабатывали за три дня до выступления. Мы записали OYU раньше, чем официальный голос для финального трека. Тогда не было очевидно, что это следующий сингл. Вся «Матча» произошла как-то в потоке.
Знаю, что ты очень переживаешь перед каждым лайф-выступлением. Поделись, какие волнения и страхи одолевают? Как все прошло для тебя на OYU? Довольна ли ты своим выступлением?
Это не лучшее выступление. Но я решила относиться к этому проще, иначе я просто сведу себя с ума. Теперь, если начинаю расстраиваться, я прям сажусь и разговариваю с собой как родитель. Однако в этом лайфе получилось запечатлеть то, что мне хотелось - момент изменений. Так что буду с удовольствием пересматривать его. Ну и очень довольна аудиочастью.
Видела у тебя на странице, что твоя мама впервые побывала на твоем выступлении в мае этого года. Как так вышло? Как она относилась к твоему творчеству до этого момента и после?
Это было во время Tolqyn Music Fest в Алматы Арене. Мама так плакала тогда! Я с 13 лет не живу с родителями: то я в Алмате, то в Москве и просто как-то место, время и события не складывались. Хотя когда я планировала московский концерт, мои родители собирались и приехать, и купить билеты абсолютно на каждого члена семьи. Но концерт в итоге отменили. Как ни символично, получилось это в Алматы.
И это были такие интересные ощущения, потому что заключительной песней концерта была «Родной звук». Я пою ее и вижу маму, у меня просто ком в горле, я не могу сдержать слез, начинает трястись голос и думаю: «Нет, соберись!». Это был очень особенный для меня момент. Родители меня поддерживают. Может сложиться такая картина, будто мама из принципа не ходила на концерты и вот побывала, и там что-то произошло, но на самом деле в 2018 году максимум могли быть какие-то острые моменты, но это было связано не с тем, что я выбрала музыку, а с тем, что не пошла в университет. В нашей семье никто не занимался музыкой как основной деятельностью и, конечно, это непонятно и ей как матери было тревожно. Из-за этой тревоги она могла сказать какие-то неприятные вещи, но вышел первый EP-альбом "Пьяная вишня", и в один момент она подошла ко мне и сказала: «Ты приняла правильное решение. Я горжусь тобой». Когда у меня что-то выходит – синглы, интервью, лайфы, мои родители все репостят к себе. Они это воспринимают как личную победу. Мама всегда в меня верила и знала кто я.
Цитирую твой давний пост: «Я приехала домой и решила дать себе время переосмыслить тот опыт, что я прожила. «Дан, ты замедлись и подумай, чего ты хочешь. Хочешь ли ты вообще выпускать? С каким посылом ты хочешь вернуться в музыку?», – повторяла я себе. Тогда я начала проводить больше времени с семьей». Поделись, как все это время наполнялась?
Когда я вернулась домой в апреле, я заметила как за последние три года, которые жила одна, превратилась в такую колючку закрытую, это просто надо было видеть! Я приняла для себя решение, что буду жить с сестрами. Я стала настолько нелюдимой, что мне понадобилось время, чтобы привыкнуть и открыться им. Для меня это сработало терапевтически, потому что я увидела, что я ценна, меня любят, я нахожусь в заботе и мне не нужно никому ничего доказывать. Этот процесс до сих пор у меня происходит. Я очень счастлива, что вернулась. В конце декабря планирую поехать в Актобе праздновать с семьей Новый год. Еще осознала, что у меня постколониальная травма и сейчас переживаю процесс самоидентификации. Замечаю за собой определенные вещи в отношении языка, культуры и, в принципе, мое отношение ко многому меняется. Я пока теряюсь в потоке всей этой информации, но ищу свои пути.
Давай поговорим о языке. Очень много сейчас крутых самобытных артистов, поющих на казахском. На фоне этого и как раз той самой самоидентификации не возникает желания начать записывать музыку на казахском языке?
С тех пор, как вернулась в страну, стала чаще говорить на казахском языке. Учусь перебарывать стеснение своего акцента в бытовых моментах. Например, если вижу человека первый и последний раз - в магазине или в такси. Или наоборот, с близкими людьми, с которыми мне комфортно. Они меня поправляют и учат. Как только я буду готова выйти с достойным уровнем знания языка, я сделаю это. У нас как у народа сейчас очень интересный перестроечный период - происходит процесс деколонизации. Я выросла в семье, где отец из казахского аула Шалкар, мама - казашка из российского села. Дома было и того, и другого 50/50. Ажешка и папа всегда говорили со мной на казахском, мама на русском и так получилось, что да – вся наша семья до какого-то момента говорила в основном на русском языке. Сестры, например, учились в русских школах. Помню, когда я была подростком, говорить на казахском было как-то не модно и даже стыдно. Общество приравнивало это к тому, что ты необразованный и т.п. Нельзя отрицать того факта, что в течение долгого времени колониальное мышление коснулось всех нас в меньшей или большей степени. И дискурс относительно того, что «нужно говорить только на казахском языке» правильный, он клевый. Но когда он происходит агрессивно, это отталкивает и тебе хочется спрятаться. Потому что есть белое, а есть, условно, черное. И ты в этой парадигме систем - черное, и тебя не принимают. Но история колониальной травмы – общая. Однажды во время шоу я сказала: «Мне пришлось понимать казахский язык» (прим. Esquire - речь о шоу Tynda на GAKKU TV). Я смотрю на это видео сейчас и мне, естественно, неловко и стыдно. Но с того момента прошло время и у меня произошел свой процесс.
Если мы хотим объединиться как нация, то нам стоит друг друга поддерживать. И те люди, которые выучили или начали учить казахский язык, они прошли через свой процесс. Если бы по пути их тюкали каждый раз, то я не думаю, что это бы случилось. Зайти в комментарии под мое выступление на OYU или куда-то еще: "Да она пророссийская! Она ненавидит казахский язык!" и т.д. Люди не знают, какой процесс происходит у меня внутри. И он происходит не для того, чтобы порадовать аудиторию или показать себя определённым образом. Мне хочется разделить этот процесс с собой. И когда я буду готова выйти, я выйду.
Но классно, что происходит процесс осознания ценности своей культуры. У меня этот процесс начался, когда я переехала в Россию, и он все еще продолжается, когда я нахожусь дома.
С февраля в связи с войной и мобилизацией в России в Алматы стали стекаться ребята творческих профессий. Расскажи, много ли твоих знакомых, с кем ты пересекалась и творила в Москве, теперь здесь? Как они устроились?
Был момент, когда мы сидели с нашим казахским комьюнити в Москве, скучали по дому и представляли, если бы вся движуха Москвы была в Алматы. Недавно мы сидели той же компанией уже здесь и такие: «Ребята, это происходит!». Мне нравится, что больше финансов приходит в нашу страну, больше талантов, проектов, внимания, и происходят в целом очень интересные процессы.
Мне нравится, что центры притяжения поменялись. Мы ведь можем многому научиться друг у друга. У меня много знакомых, кто сюда приехал, и они сейчас учат казахский язык, изучают культуру и относятся к этому всему очень уважительно.
Скажи, пожалуйста, после январских событий не чесались руки написать вторую «Фемиду»? Пока это твоя единственная песня с политическим контекстом.
Нет. Я находилась в таком плохом состоянии, что у меня не было ресурса отрефлексировать.
Ок. Тогда чего ждать от тебя дальше?
Экспериментов))
Интервью: Виолетта Тельманова
Фото: Темирлан Фарзалиев