Тему постройки крематория в Алматы обсуждают уже более 33 трех лет. Впервые вопрос о его необходимости в Казахстане подняли в 1987 году. С тех пор к теме возвращались не единожды, однако, ни один из проектов развития не получил.
На сей раз акимат настроен решительно. Крематорию быть. На проект уже объявлен тендер, выделена сумма в размере 46,8 млн тенге. Согласно плану, крематорий будет состоять из однозального помещения с двумя печами. Одна печь – для утилизации человеческих останков, где будут соблюдать все традиции, свойственные разным конфессиям. Вторая печь предназначена для утилизации биоотходов. На данный момент их по мере накопления – 200-300 кг – вывозят из медицинских учреждений и так же хоронят в отдельных могилах партиями по 70 кг.
Для удобства здание предполагают возвести рядом с моргом в Алатауском районе. По предварительным данным, строительство должно завершиться к концу нынешнего года.
А надо ли?
Казахстанцы к этой инициативе властей относятся по-разному. Если судить по комментариям в соцсетях, сторонники идеи считают, что кремация более экологична. А также способна решить проблему дефицита земель для погребения.
Сейчас в Алматы под кладбища занято более 900 гектаров земли.
С каждым годом население города увеличивается. По словам заместителя директора ТОО «Спецкомбинат ритуальных услуг» Марата Исмаилова, в 2017 году в Алматы захоронили 7448 человек, а в 2018 году эта цифра достигла 7920.
«Если взять калькулятор и посчитать, сколько городской земли отводится для захоронений, мы получим колоссальные цифры», - отметил он.
Кроме того, при кремации период минерализации сокращается с 50 лет до периода от одного до трех часов. Следовательно, при традиционном погребении биомасса вместе с гробом разлагаются в течение 50 лет. И эти земли сразу можно вычеркнуть из мест общего пользования. Потому что даже по окончании этого срока, кроме парковой зоны, на этой территории ничего строить будет нельзя.
Впрочем, некоторые жители города считают, что дымящие трубы крематория не пойдут на пользу городу. И по этому поводу в сети между алматинцами разворачиваются настоящие дискуссии.
«Ну конечно нам только криматория не хватает с нашей экологией в городе!!!» - пишет Таша Александрова.
«Это немыслимо, чтобы дымящие трубы крематория возвышались над нашим городом! Только недругу могла прийти мысль построить в Алматы подобное сооружение, больше места не нашли? пусть строят в столице» - возмущается Vladimirova Natalia.
«А вы как поедставлете его? такой как ТЭЦ стоит в центре города и фурами гробы везут, и 24/7 нескончаемым потоком уставшие работники крематория зловеще загружают их десятками в печи?» - вопрошает Larri Zaitsev
«Какие трубы? Это не Освенцим. По новым технологиям выбросов кроме тепла вообще никаких», - успокаивает Сабитов Равиль
«Правильное решение. Кладбищ вокруг города и так дохрена. Лично я для себя бы предпочел кремацию, негоже после смерти занимать место где могли бы жить живые», - считает Эмин Алиев.
Помимо экономии места, для многих пользователей кремация означает большую свободу выбора места упокоения их близких. Проще говоря, урну с прахом, к примеру, можно захоронить в колумбарии, а можно под любимой яблоней покойного. Можно поставить на каминную полку или развеять в горах или над океаном. Вариантов много.
Еще одним немаловажным аргументом «за» сторонники считают значительную экономию на погребении. По сути, в случае кремации нет необходимости покупать участок на кладбище и оплачивать достойное оформление могилы. Ряд пользователей соцсетей отметили, что не хотели бы возлагать на своих детей такие расходы.
«Согласно статистике других стран, это самый недорогой способ, традиционные похороны дороже, - считает Наталья Серегина. - И все же это очень хорошая новость! Такой запрос назрел. Сейчас на кремацию в Россию возят тех, кто хотел, чтобы его кремировали после смерти. Надеюсь, не затянут».
Дело в том, что на сегодняшний день ближайший крематорий находится в Новосибирске. И процедура кремации обходится казахстанцам, в среднем, в 500 тыс. тенге. Из них более 400 тысяч уходит на дорогу и оформление документов для отправки тела.
Наконец, для многих – особенно это касается более молодого поколения – кремация более эстетична. К тому же это возможность после смерти стать… деревом.
«Сейчас есть замечательная вещь - биоурны, в которые засыпают прах после кремации и семена выбранного растения. После захоронения такой урны вырастает цветок или дерево. Была б моя воля, давно бы заменила все кладбища на прекрасные сады, где потомки бы ухаживали не за жуткими мёртвыми гранитными плитами и оградками, а за живыми зелёными деревьями» - пишет Lina Cherkaikina.
Технически биоурна разделена на две капсулы: верхняя с семенами и удобрениями, а нижняя для праха. Дерево растет в верхнем отсеке, со временем урна сама начинает разлагаться. При этом весь набор становится частью суб-почвы и удобрением для растущего дерева. Этот способ захоронения стремительно набирает популярность на Западе.
Религиозные вопросы
Во многих религиях кремация – единственно правильный способ прощания с усопшим. Однако основные религии Казахстана – ислам и христианство – предписывают захоронение в земле. И если христианство к вопросам кремации более лояльно (в Европе и США кремация распространена повсеместно), то ислам придерживается строгих правил.
«В Алматы доля мусульманского населения неуклонно растет. Даже крематории Москвы работают не в полную нагрузку и не пользуются популярностью у православных», - считает Галим Бекентаев.
«Не по христиански((( », - комментирует Татьяна Переплетчикова.
«Насколько я знаю это то, что ни мусульманская ни православная религии против сожжения. Кого будут сжигать?» - вопрошает Gulim Almabayeva.
«Нас, атеистов )))» - отвечает Альфия Т.Б.
«Гореть нам, синем пламенем))», - добавляет Антипин Максим.
«После смерти хоть пожар», - философски замечает Эльмира Аксамбаева
При этом некоторые представители духовенства считают, что кремация тела никак не повлияет на посмертную участь души. Единственное, что они подчеркивают, в этом вопросе не должно быть принуждения.
Лидер Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков в ходе одного из обсуждений проекта пару лет назад идею строительства крематория поддержал:
«На мой взгляд, серьезных доводов против строительства крематория нет. Рано или поздно мы к этому придем. Все крупные мегаполисы обречены на использование подобных технологий. Конечно же, есть люди, которые считают, что крематорий – это безнравственно. В основном, такой точки зрения придерживается духовенство. Согласен лишь в той части, что принуждение здесь недопустимо» .
Православная церковь считает нормой захоронение почивших христиан в земле, а к кремации относится как к вынужденной форме погребения, но при этом не лишает усопшего и его родственников своей молитвы и утешения.:
«Существует традиция погребения, которой желательно придерживаться. Правда, в некоторых православных странах, таких как Германия, людям приходится прибегать к помощи крематориев. Потому что классические похороны у них почти не проводятся. Традиция похорон связана со вторым пришествием Христа. Усопших погребают головой на Восток, а в ногах ставится крест, как символ ожидания воскресения. Я однозначно против кремации. Но и не стал бы утверждать, что кремация тела человека как-то повлияет на посмертную участь его души. Потому что Господь судит человека по тем поступкам, которые он совершал при жизни, а не по методу захоронения его тела» - поделился своим мнением и протоиерей Александр Суворов, ключарь Вознесенского Кафедрального Собора.
Что в итоге?
Как бы там ни было, а уже начаты работы по разработке проектно-сметной документации. Как прокомментировала пресс-служба акимата города, в дальнейшем по мере разработки ПСД и получения положительного заключения экспертизы будет рассмотрен вопрос строительства объекта.
Помните, как это было у Ильфа и Петрова?
«...В Черноморске собрались строить крематорий с соответствующим помещением для гробовых урн, то есть колумбарием, и это новшество со стороны кладбищенского подотдела почему-то очень веселило граждан. Может быть, смешили их новые слова — крематорий и колумбарий, а может быть, особенно забавляла их самая мысль о том, что человека можно сжечь, как полено; но только они приставали ко всем старикам и старухам в трамваях и на улицах с криками: «Ты куда, старушка, прешься? В крематорий торопишься?» или «Пропустите старичка вперед, ему в крематорий пора». И,удивительное дело, идея огненного погребения старикам очень нравилась, так что веселые шутки вызывали у них полное одобрение...».
И если на сей раз строительство этого объекта все же доведут до логического завершения, то казахстанцы, как и европейцы, со временем скорее всего привыкнут к огненному погребению.
«В очередь как на квартиру можно будет записаться . и получаешь смс -"ваша очередь подошла-поздравляем, ждём вас завтра в 10.00" ,если хотите перенести дату то оплатите госпошлину по тарифу. Лучше всякого чипирования», - считает Вова Широв.