«Спрятанные боль и обида мне очень близки». Данияр Алшинов о важности комедийного жанра, ключевых ролях и людских пороках



Всего за восемь лет Алшинов проделал путь от начинающего дебютанта до одного из самых топовых актеров нашего кино. При этом и дешевой его популярность не назовешь. Хотя, как и многие наши актеры, начинал он с комедий, почти каждый фильм с его участием в последнее время нередко становился событием, как внутри страны, так и за рубежом. О возвращении в комедийный жанр, о знаковых ролях и о жизненном пути Данияр рассказал в эксклюзивном интервью Esquire. 

Данияр, после множества драм, детективов и триллеров ты возвращаешься в комедийный жанр – то с чего когда-то начинал. Что это будет за картина «Украсть свои деньги»?

Сценарий этой картины написан моим другом, и я присутствовал на стадии создания сценария. Это идея Казбека Оразбека, очень талантливого сценариста. Он каждый день приезжал на съемки, мы вместе что-то докручивали, дописывали. Было полное погружение в процесс, очень плотная работа с режиссером. Не так часто это встречается, если честно. Мне, как близкому другу, это было очень легко.

Второе – это то, что на этом проекте я получаю роялти со сборов. Это новая модель сотрудничества, на которую идут дальновидные продюсеры.

Третье – комедия со смыслом. В большинстве комедий основная ставка делается на юмор, гэги, которые выруливают в лучшем случае к какому-то смыслу ближе в концу фильма. Здесь понятная арка персонажа – от плохого человека к хорошему через освещение острых социальных проблем общества. А именно проблемы финансовых пирамид и инфоцыган, и о том, как люди попав в эти ловушки, потом оказываются в разного рода сектах. Мой герой будет и организатором финансовой пирамиды, и попадет в секту, которая устроит свой штаб у него дома. Его задача по сюжету – проникнуть в этот дом и вытащить свою заначку. Я обрадовался, что в фильме есть правильный месседж, направляемый аудитории посредством комедии. Я верю, что это будет еще и смешно.

Любопытно, что начинал ты с комедий – при этом, у тебя в активе они очень разные. Начиная от «Все из-за мужиков», «Больше чем кино», «Келинка тоже человек». Особняком стоит наша первая «черная комедия» «Жаным, ты не поверишь!». После нее многие думающие кинозрители радовались: мол, наконец наши комедии вышли на новый уровень, наше кино больше не будет прежним… Но прошло три года, а воз и ныне там – по-прежнему в ходу примитивные тойские комедии. Почему, на твой взгляд, так случилось?

Я считаю, что такие картины как «Жаным, ты не поверишь!» очень сильно продвигают наше кино вперед. Другой вопрос, что это не происходит в одночасье. Что важно – такие комедии создают прецеденты. Люди смотрят и понимают: мы так можем! После этого, как правило, будет куча похожих экспериментов, которые будут неудачными. Причем, может быть, что даже от одних и тех же создателей может получится и успешная картина, и откровенный провал при попытке повторить успех. Но все-таки опыт того, что у нас когда-то это получилось будет отличным стимулом.


Это как в бодибилдинге – ты каждый раз накидываешь на штангу по полкилограмма. Но не факт, что ты всегда будешь поднимать больше. Возможно, что через неделю ты поднимешь даже меньшую массу.


И тому причин будет множество – банально не поел, не поспал. Но постепенно ты пробиваешь этот потолок. Рынок развивается нелинейно, киноискусство тоже. Скорее, оно разивается по определенной спирали. Шаг назад, два шага вперед. А бывает, что и шаг вперед – два назад, чтобы потом сделать три шага вперед. В любом случае, отечественный кинематограф по качеству продукции продвинулся вперед – это нельзя отрицать. Посмотрите фильмы десятилетней давности и нынешние. Это всегда видится при большом расстоянии. Да, нельзя отрицать, что сейчас в кинопроизводстве определенный застой. Но как мне кажется, это застой перед рывком.

Что до «Жаным, ты не поверишь» - если ты помнишь, то он вышел в прокат за неделю до пандемии, до того, как нас всех закрыли на карантин. Мне кажется, что тогда эта картина стала своего рода вишенкой на торте того – допандемийного кинобума. После пандемии не только наше, но в целом и мировое кино серьезно просело. И сейчас мы только-только начинаем приходить в себя. Многие подрастеряли форму и снизили качество. Ведь на первых порах после пандемии все только думали, как заново запустить этот механизм, чтобы он просто начал работать. Мы сейчас только выходим из кризиса. Надо немного подождать.

Тебе посчастливилось учиться в Америке. Это было ценным опытом или просто интересным времяпрепровождением?

Это были прекрасные 6 лет моей жизни. Я уехал в 19 лет и жил там до 25 – это самое интересное время в жизни, когда ты формируешься как личность. Я учился в Аризоне, и у нас было очень крепкое братство среди нас, казахстанских студентов. Мы там закалялись вдали от дома, да и учеба была довольно сложной.


Это было настоящим развитием нас как личностей – мы учились по предметам, мы учили язык и учились жить вдали от дома. Большая школа жизни.


Ты по-новому открываешь для себя мир в Америке. Ведь туда съезжаются люди со всей планеты и ты близко знакомишься с культурами разных стран. Там рядом с тобой живут диаспоры индусов, китайцев, арабов, мексиканцев, афроамериканцев. Ты как будто бы по чуть-чуть видишь весь свет. Это тоже позитивно влияет на развитие твоей личности. Понимаешь, что раньше ты был где-то ксенофобом, где-то мог очень стереотипно мыслить, где-то ты ограниченно понимаешь культуру собственной страны. Ты ошибочно думал, что мы уникальны в одном. А в Америке выясняется, что это абсолютно не так. Зато ты понимаешь, в чем мы действительно оригинальны и неповторимы. В молодом возрасте полезно пожить там.

В твоей фильмографии, да и в целом в творческой судьбе важнейшую роль сыграло сотрудничество с Адильханом Ержановым. О работе с ним я бы хотел поговорить более подробно. На мой взгляд, роль, которая в полной мере раскрыла тебя как актера – это «Бой Атбая». Этой картине тоже не повезло выйти прямо перед самой пандемией, хотя она заслуживала быть представленной широким массам. Каково тебе было сниматься в картине, где главный герой – отрицательный? И что для тебя этот персонаж?

Если говорить совсем грубо, то этот персонаж – это я! И, может, немножко сам Адильхан. Когда мы создавали этот персонаж, он вложил туда очень много личного вплоть до того, что прописал в сценарии несколько случаев, которые произошли с ним. Я с уважением отнесся к этому шагу и для меня это тоже было важно, ответственность за этот образ еще более повысилась. Как мне кажется, мне удалось максимально прочувствовать что он переживал в этот момент. Я много наблюдал за Адильханом. С другой стороны, это не должен был получится персонаж, стопроцентно похожий на него. Получилось так, что я списал часть образа с одного человека, другую часть с другого и в результате у меня получился такой «франкенштейн», который должен был ожить. А чтобы он ожил, ты должен в него много души вложить. Вот чисто во внешнем плане – поведение, пластика, ужимки – я многое списал со своего друга, с которым мы росли. Ну и скрепилось это все моими личными переживаниями. Потому как я больше всего понимал его.

Как ты лично для себя его оправдываешь?

Когда близкие тебя не понимают, считают тебя плохим, то в тебе копится энергия обиды, которая еще больше обозляет тебя, она дает тебе импульс вести себя еще хуже, чтобы бросить вызов непонимающему тебя миру. Но со временем героя поглощает среда, и он почти забывает о том, что в глубине души он любит своих родственников.


В целом я считаю, что нет плохих людей. Кому-то больше повезло с воспитанием, окружением, жизненными обстоятельствами.


Вот Атбаю повезло меньше, и все его хорошие черты оказались загнаны куда-то глубоко внутрь. Потому главной моей задачей было одновременно чувствовать в себе это теплое, любящее и в то же время постоянно его загонять. Спрятанные боль и обида – это мне очень близко в моем герое.

Если Атбай - это ты, то кто же Бекзат из «Черного-черного человека»?

Могу сказать точно, что здесь меня намного меньше, чем в Атбае.

А мне со стороны казалось наоборот – герой очень похож на тебя…

Да, мне многие говорили, что это очень органичный для меня образ. Хотя повторюсь – я гораздо органичнее чувствовал себя в образе Атбая. Опять же внутренне, не внешне. В жизни я эмоциональный, не очень сдержанный человек, люблю повозмущаться, мне свойственны перепады настроения и все прочее, что больше подходит Атбаю. Бекзат же – очень сдержанный персонаж, весьма закрыт и зритель практически так до конца фильма и не догадывается, что же у него на самом деле на душе. Это и была задача режиссера. Обычно задача ставится так, чтоб зритель понимал, что герой думает, и, возможно, чтобы этого не понимали другие персонажи. Здесь же Адильхан дал задачу, чтобы и зритель этого не понимал.

Интересно было бы поговорить про «Обучение Адемоки» - фильм, который вызвал противоречивую реакцию. Люди, знающие творечество Адильхана, не ожидали такой чересчур доброй истории. Хотя твое перевоплощение удивило многих…

Мне кажется, что в фильмографии Адильхана должен был быть такой фильм, который можно было бы назвать сказкой. Это доброе, жизнеутверждающее кино. Простое понятное и детям, и взрослым. Кстати, это любимый фильм моей мамы. В фильме есть какое-то волшебство, своего рода магический реализм. Кино о литературе, персонажах, знаниях – весь этот контекст и создал такую жизнеутверждающую атмосферу, от которой хочется жить.

Ты где-то подсмотрел своего героя Ахава?

Ну тут по ходу фильма зрителю даются явные подсказки и намеки на Дон Кихота. И поэтому наши персонажи с Адемой чем-то схожи с Дон Кихотом и Санчо Пансой. Ахав - эдакий романтичный странствующий рыцарь, а Адемока более приближенный к жизни Санчо Панса.

С другой стороны хотелось создать более реалистичного персонажа, который не выглядел бы сказочно-эфемерно. В итоге получился бывший интеллигентный человек – типаж, который знаком всем нам. Таких персонажей мы видели очень много, особенно те, кто рос в 90-ые. При этом, здесь ключевое слово «интеллигентный», а не «бывший». Просто эта интеллигентность оказалась запятнана жизнью – он ведет и разговаривает себя может не очень красиво, но при этом в душе он несломленный жизнью герой. Это была интересная задача и по внешнему воплощению. Все-таки это мой первый столь возрастной персонаж. Как я намучался с гримом – особенно с накладными зубами. Перед каждой съемкой мы ездили в стоматологию и эти простетики мне накладывали по два часа. Если съемка была рано утром, то наносили их с вечера. И всю ночь я потом не мог закрыть рот. И потом по окончании съемочного дня мне приходилось их отдирать, что тоже было довольно больно. Но это мне даже помогло – создалось ощущение большего дискомфорта, мне это придало большую раздраженность. Стоматологи даже собрались на консилиум, чтобы понять, как можно сделать такой состав для накладных зубов, чтобы они были одноразовыми и одновременно держались и не деформировались. Можно сказать, что мы параллельно и научную работу проделали! В результате состав был заказан в Америке и в конце каждого съемочного дня его приходилось отпиливать. Один раз мы перестарались и даже отпилили половину моего настоящего зуба. Так что сказка сказкой, но съемки вышли весьма экстремальными.

Фильм «Голиаф» вышел в прошлом году, в разгар всех политических потрясений – уже случился Кантар, уже шла война. Поэтому неудивительно, что все его восприняли как политический памфлет. Возвращаясь к вопросу оправдывания своих героев: твой персонаж Пашаев – вождь, воплощение абсолютной власти – в глобальном смысле больше положительный или отрицательный?

Безусловно, отрицательный. Тут даже разговоров быть не может. Это зло, которое, увы, есть в мире. Но это не единственное зло.

А что большее зло – Пашаев или безмолвная масса его фактических рабов?

Ну это вопрос риторический. Замкнутый круг получается – кто создает тирана? Тиран или народ, позволяющий ему быть тираном. И, собственно, одной из задач фильма было показать, что такие вожди, как Пашаев существуют при непосредственной поддержке народа. Народ одновременно ненавидит его и боготворит. С  другой стороны, уйдет это Пашаев и придет новый. Сложно ответить на этот вопрос.


Я часто думаю об этом в последнее время – говорить, что народ не готов тоже неправильно. Получается, что какие-то народы готовы к демократии, а какие-то нет.


При создании этого фильма я как раз задумался над всем этим. Если послушать мой финальный монолог, особенно там, где мой герой говорит: «Ты думаешь, на Западе есть демократия? Там просто есть видимость демократии. Я по крайней мере не притворяюсь!». И эти слова, словно засели в меня. Когда я вижу, что происходит в мире: конфликт на Ближнем Востоке, война в Украине я начинаю понимать, что люди везде одинаковые, что людские пороки везде одинаковые. И потому меня радует, что люди выходят по всему миру на митинги и говорят, что нельзя убивать мирных людей ни с чьей стороны!

Работая над этой ролью, я понял, что мир не такой простой, как кажется. И в наше время все чаще такие персонажи, как Пашаев, обретают правоту. К моему большому сожалению. И не потому что он прав, а потому что становятся неправы те, кого мы считали образцом свободы и демократии.

Этот образ делать было довольно легко, потому что очень много примеров в истории диктаторов, делавших много хорошего для своих народов. Того же Эскобара в Колумбии до сих пор боготворят, хотя известно сколько человек этот маньяк убил. Сложности были чисто технические. Мы долго искали чисто внешний образ этого персонажа. У нас было что-то около пятерых Пашаевых: был картавый интеллигент, был бывший имам, учитель философии. Кстати, все они были городскими. И в итоге перенесли действие в аул Каратас, и тогда мы поняли, что это должен быть вождь некой общины – с жилеткой на голое тело, с тюбетейкой и «Калашниковым» в руках. И вот только тогда я почувствовал правду в этом персонаже! Подключилось что-то наше, ментальное. По сути, как сказал Адильхан, это образ батыра, если бы он жил в наше время. Было увлекательной игрой цитировать Макиавелли и при этом выдавать ее за какую-то казахскую народную пословицу. Впрочем, технически это было нелегче, чем Ахав из «Адемоки».

Беседовал Константин КОЗЛОВ


Фото Марина Гришко @mary.grishko

Стиль Айдана Сомтемирова @Aidana_somtemirova

Ассистент стилиста Диана Кудайбергенова @divenno

Одежда Anima @anima.ala

Украшения Offbeat @offbeatkz

Макияж Бабеджанова Карина @lil_wman

Продюсер Асия Омар @asiomar

Ассистент продюсера Мукатай Айерке @a_mukatay

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше