Согласно мировым статистическим данным, Казахстан не входит в число самых трудоголических стран. Более того, о нашем народе напротив принято думать как о весьма ленивом. Тем неожиданнее стала постановка театра «2act» «Лучший сотрудник вечности» - парадокс, но многим современным алматинцам данная постановка оказалась очень даже в жилу.
Спектакль поставлен худруком театра «2act» Виталием Шенгиреевым по пьесе российского драматурга Дмитрия Ретиха. Алматинская постановка считается едва ли не первой инсценировкой пьесы – до того ее представляли лишь на читках-ридингах.
О чем, собственно, история? О том, как один молодой человек после долгого сидения без работы наконец находит долгожданную и желанную вакансию. И его желание понравиться работодателю перехлестывает все мыслимые и немыслимые пределы. Далее начинаются коллизии, знакомые любому работнику-неофиту и в особенности членам его семьи. Долгие задержки в офисе и переработки, жертвование семьей. Собственно, дальше – больше: игнорирование выходных в пользу дополнительных переработок. Кажется, что сейчас нашему взору явится классический спектакль о том, как семья страдает из-за трудоголизма мужа. А он в свою очередь с пеной у рта будет доказывать жене, что вкалывает он так исключительно ради благополучия семьи. И, собственно, здесь зрителя ждет первый сюжетный кульбит. Как выясняется, герой за свой каторжный труд… не получает ни-че-го! Дальнейших сюжетных поворотов в таком духе в пьесе будет немало. Впрочем, воздержимся от спойлеров. Все дальнейшее повествование держится на том, до какого еще уровня безумия может дойти тот самый трудоголизм.
На первый взгляд кажется, что это абсурдистская пьеса. Клоунский грим на героях второго плана, их фразы, произносимые с нарочитым гротеском, казалось, лишний раз должны это подчеркнуть. Впрочем, есть линия жены главного героя. Ее исполнительница Юлия Шенгиреева блестяще изобразила наивно-недотепистую героиню, терпящую своеобразную неадекватность мужа.
Актеру Ивану Кривушину вполне удалось показать грани героя на разных этапах его жизни в рамках пьесы – это и наивность, и фанатичная исступленность, и полнейшее равнодушие ко всем и вся.
Монологами героев второго плана – начальника главного героя и его секретарши-любовницы зрителей несколько сбивают с абсурдистского контекста данной пьесы. Их монологи здесь смотрятся неким инородным телом. Эти душещипательные речи о том, что одной и мерзко, и одновременно приятно быть чей-то тенью, вечным приложением к своему шефу-любовнику и о том, как главный герой завидует вдохновленности и фанатичности своего подчиненного, а сам всю жизнь живет по принципу «потому что так надо».
Это вполне бы подошло для офисной производственной мелодрамы. Но здесь подобная перестройка на «серьезные щи» немного странная. Тем более, что развития она так и не получает.
В целом, «Лучший сотрудник вечности» попадает в определенный коллективный нерв наших современников. Чего уж греха таить – времена нынче тяжелые и всем нужно зарабатывать на жизнь. Но всем нам нужно помнить, что мы работаем, чтобы жить, а не живем, чтобы работать. «Лучший сотрудник вечности» - пример в целом хорошего напоминания этой прописной истины.
Автор: Константин КОЗЛОВ
Фото Дмитрия ШИГАПОВА