У меня есть ощущение, что я родилась, чтобы стать шахматисткой. Да, были возможности заняться чем-то другим, мне предлагали поступить в консерваторию, и я действительно люблю музыку, люблю играть на фортепиано, но моя жизнь напрямую связанна с шахматами и меня это устраивает.

Большинство спортсменов в какой-то степени суеверны. Кто-то использует одну и ту же ручку в случае победы, другие ходят одной и той же дорогой в турнирный зал. В шахматах очень важен настрой перед игрой, уверенность. Надо верить в себя!

Легче следовать примеру, так удобнее, проще, но когда я начинала заниматься не было проторенных путей и тех, на кого можно было равняться. Сейчас, к счастью, ситуация улучшается. Шахматы на слуху у людей, умение играть все больше расценивается как большой плюс. Я рада, что вношу вклад в развитие казахстанских шахмат, что кто-то, видя мой успех, может понять, что все возможно и доступно.

В стране открывается много шахматных школ, центров, но надо понимать, что мало просто открыть, должны быть квалифицированные педагоги и тренеры. В Казахстане четко видна нехватка профессиональных кадров. Интерес есть, и нам нужно много работать, чтобы стать шахматной страной.

Я поддерживаю идею преподавания шахмат в школах, и думаю, что при правильной подаче и интересном обучении, дети заинтересуются. Очень важно, чтобы был хороший педагог.

Необязательно заниматься профессионально и от всех детей требовать результатов. Заставлять детей заниматься шахматами, если им не нравится – противоестественно. Если шахматы введут в программу обучения в школах, думаю, успеваемость повысится, появится еще больше умных и ответственных детей, ведь шахматы – колоссальный инструмент для развития умственных способностей, аналитического мышления.

На свой двадцатый день рождения я провела благотворительный сеанс по шахматам, так как мне хотелось поделиться чем-то с обществом, сделать что-то полезное. Но как только прошло первое чувство удовлетворенности от доброго дела, этого показалось недостаточно, оставалось ощущение, что я могу сделать больше.

Как говорится, «ищущий найдет» и во время международной конференции «Казахстан, дружественный к ребенку» я познакомилась с представителями Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане. У ЮНИСЕФ есть четкие правила работы с известными людьми, от нас ожидают уровень понимания и знаний на тему прав детей и миссии фонда.

Недавно, в рамках мероприятия ЮНИСЕФ в Актау я осознала, как важно развивать систему правосудия, которая будет защищать несовершеннолетних. В молодежных центрах и интернатах города были дети, которые были свидетелями или жертвами преступлений, некоторые даже сами являлись правонарушителями и им необходим специальный подход, чтобы после такого горького опыта они могли вернуться к нормальному детству.

Теперь, став Национальным Послом ЮНИСЕФ, я планирую уделять теме прав детей еще больше времени и внимания. Надеюсь, мое вовлечение поможет организации и её партнерам заручиться еще большей поддержкой единомышленников, вдохновить молодежь, и дать возможность детям занять активную гражданскую позицию и влиять на решения, касающиеся их жизни.

Способности, помноженные на труд, дают определенные плоды. Мои результаты служат своеобразным стимулом двигаться дальше, не останавливаться на достигнутом. Хочется добиваться еще больших побед и идти только вперед.

За каждой победой и титулом стоит огромный труд, определенный отрезок жизни, отданные силы и время, поэтому трепетно отношусь к своим результатам – это моя жизнь, отрезок пройденного пути.

Шахматистов все еще видят как «ботаников» в очках с толстой оправой и жутких свитерах, но шахматы – это спорт. Шахматисты очень много тренируются, мы очень конкурентные. Сейчас в топ сильнейших шахматисток мира я занимаю 23-ю строчку, стремлюсь войти в топ-10 лучших.

У шахматистов есть одна особенность – наше восприятие стран и городов сильно зависит от того, насколько успешно мы в них выступаем. Нам нравятся те, в которых мы выигрываем.

Невозможно побеждать без проигрышей, но поражения учат, ошибки закаляют. Я уважаю любого соперника, но мне всегда хочется победить. Мне бы хотелось, чтобы дети и мои сверстники понимали, что надо ставить цель, идти к ней и двигаться всегда только вперед.


 

Поделиться: