Адиля Ботабаева училась в Малайзии, затем – в Европе. Во время учебы выбрать свое направление ей помог дизайнер модного дома Gucci, а недавно девушка выставила свою коллекцию в Токио. В Стране восходящего солнца вещи-трансформеры с японскими принтами пришлись очень кстати. Поговорили с Адилей, чтобы узнать о том, как вещи молодого казахстанского дизайнера могут попасть на мировые подиумы и почему, несмотря на большие перспективы, работать и шить ей хочется именно в Казахстане.
Адиля, в основном вы выпускаете вещи-трансформеры?
Да, в основном это вещи-трансформеры. И также одежда, которая создана в концепции осознанной моды. У меня в основном все изделия сделаны из кусочков тканей. Поэтому во всех моих дизайнах комбинируется очень много разных тканей и цветов. Даже если остаются ткани от одного изделия, я могу использовать в другом и как-то интересно комбинировать. Так мы меньше загрязняем нашу планету.
Можете подробнее рассказать об учебе в Малайзии?
В этой стране я досконально изучила все этапы создания одежды. Сразу начала участвовать в конкурсах, пробовать работать в разных компаниях даже на добровольных началах, чтобы набраться опыта.
В то время мне стала интересна азиатская мода и тема разумного потребления. Одна из моих первых коллекций – одежда для сна, где я использовала батик и натуральные краски.
После Малайзии я училась в Италии, Милане. В это время приняла участие в конкурсе, организованном производителем меха Woolmark и брендом Adidas. Все участники представили экологичные проекты.
Я разработала дизайн-трансформер, который до сих пор продается в Adidas. Это комбинезон, который превращался в 12 различных нарядов. По сути, вы покупаете одну вещь, и у вас есть целый гардероб.
В рамках конкурса нас возили в Китай на фабрику, где производится ткань. И также у нас была возможность поработать с Adidas, посмотреть, как производится одежда. Это было уже в Германии.
Можете рассказать о том, как вашей коллекцией заинтересовались в Токио?
Да, это очень интересная история! У меня одежда очень яркая, необычная. И носят ее такие же люди. Одна из моих клиенток – актриса и певица Айжулдыз Адайбекова. Она прилетела в Токио в моих нарядах. Там еще были принты в японском стиле и в одном из шоурумов трансформерами заинтересовались. Им очень понравился мой принт и концепция. Они попросили мои контакты. Недавно я отвезла первую партию. Мне присылают отчеты по продажам и приятно, что коллекцией интересуются. Ее покупают и сами японцы, а также гости из США, Испании, даже Австралии. Они подписываются на меня в Instagram и мне приятно, что они узнают, что в Казахстане тоже всё круто.
Общались ли вы с коллегами из Японии, и в особенности их fashion-индустрии?
У большинства людей такое представление, что все люди в Японии такие необычные, яркие. И раньше так и было. Но в последнее время всё американизировалось, и они говорят, что даже в Японии сейчас все одеваются одинаково. У них появился свой масс-маркет - бренд Uniqlo и другие. Дизайнеры жалуются, что теперь индустрия быстрой моды накладывает отпечаток на их работе.
А какие у вас были интересные коллаборации за время учебы в Милане?
У нас каждые два-три месяца был проект, который курировался действующим дизайнером. Один из дизайнеров, кто очень повлиял на становление моего бренда - Андре Амадо. Он работает дизайнером в модном доме Gucci и создает одежду для селебритиз. В его наряде выходила на красную дорожку Билли Айлиш.
Под руководством Андре был наш самый первый проект в Милане, и задача стояла непростая: определить для себя, что является ДНК твоего бренда. Именно благодаря этому проекту я поняла, что моя сильная сторона - сложные конструкции.
Также я была очень благодарна нашему декану, итальянскому дизайнеру Массимилиано Джиорнетти. Тогда он работал креативным директором Salvatore Ferragamo, и мне дали шанс создать дизайн для одной из коллекций. Очень горжусь, что такое сотрудничество есть в моем портфолио.
Конечно, безусловным авторитетом для меня является Алексей Чжен. Благодаря конкурсу молодых дизайнеров New Generation Open Way я смогла поучиться у такого профессионала высокого класса и продолжаю учиться.
Чего, по вашему мнению, не хватает для развития fashion-индустрии в Казахстане?
Я думаю, что это наболевшая тема для каждого дизайнера. У нас практически нет своего производства. У нас нет возможности работать со своими тканями, фурнитурой. Еще есть такой момент, что о нашей fashion-индустрии мало говорят. Часто сталкиваюсь с тем, что люди и хотят поддержать отечественных дизайнеров, но не так много информации о них. Хотя талантливых дизайнеров и других творческих людей в нашей стране немало.
Что можете сказать о проблеме экологичности потребления в Казахстане и за рубежом?
Тут все не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, проблема в том, что когда создаешь принты, то натуральные ткани их не берут. На полностью натуральной ткани их невозможно напечатать, или принт будет очень тусклый и со временем будет выцветать. Именно поэтому я создала концепцию трансформеров. Потому что изучая экологию в Милане, я поняла, что нет стопроцентно экологичного производства. В любом случае где-то что-то будет страдать. Поэтому мы стараемся это компенсировать чем-то другим.
И если ткань полностью натуральная, это тоже минус, потому что она недолговечная. Также используется природные ресурсы. Для шелка убиваются шелкопряды, для хлопка используется слишком много воды.
А когда мы используем ткани с примесью синтетики, они долговечны, а если это трансформер – ты ещё можешь поменять одну вещь на другую.
Можете подробнее рассказать о самих вещах-трансформерах?
Один из моих бестселлеров, например, - это пиджак, который превращается в восемь разных пиджаков. Меняются расцветки и крой. Этот пиджак часто покупают артисты, потому что не нужно покупать миллион сценических нарядов. И не для артистов это тоже удобно: можно на работу пойти в одном пиджаке, а потом вечером пойти гулять в другом.
Сейчас многие и казахстанские, и зарубежные бренды начали делать трансформеры. Часто можно увидеть даже простые вариации: например, отстегивающиеся рукава. Такие элементы я тоже использую, но все же я люблю сложные, необычные конструкции.
В летней коллекции я создала куртку, которая превращается в брюки. Это лекало я разрабатывала еще в Милане, и наконец-то пришло время, и я его доработала.
После вашего опыта успешных коллабораций не было желания остаться в Европе?
У меня еще с детства была мечта создать свой бренд в Казахстане. Мне кажется, возможно стать известным мировым дизайнером, находясь и в своей стране.
Модная индустрия сейчас развивается, о наших дизайнерах узнают в зарубежных странах. И сотрудничество с Японией, о котором мы говорили, - только один из примеров. И лично для меня это важный шаг на пути к цели.
В чем вы видите свою миссию сейчас?
Внести свой вклад, чтобы не просто заявить о себе, а чтобы это находило отклик у людей. Для меня это такое счастье, когда я вижу, что человек действительно использует трансформер по назначению! Есть люди, которые действительно понимают концепцию и используют ее во всех миллионах вариантов. Иметь в запасе несколько неплохих вариантов – это важно и в жизни, не правда ли?
Беседовала Илона Соколова
Фото из личного архива Адили Ботабаевой