Фотографы из Венгрии

Доротя Веконы и Кристоф Херняк

Весь путь от Венгрии до Казахстана мы проделали на машине.

Выехали из Будапешта утром 12-го сентября, отправились по южному берегу Черного моря, проехали Грузию, часть России и въехали в Казахстан через западную границу, оказавшись в маленькой деревушке рядом с Астаной.

До приезда сюда о Казахстане мы не знали практически ничего, никогда даже новостей о происходящем в стране не слышали. А идея самого путешествия пришла нам в голову в прошлом году, когда на глаза попалась брошюра со статьей о том, что с января жителям Венгрии открыт безвизовый режим в Кыргызстан. В ходе небольшого интернет-исследования мы поняли, что и в Казахстан сможем попасть без визы.

Путешествовать решили на машине по простой причине – это предоставляет большую свободу действий. Мы оба фотографы и помимо внушительного багажа с личными вещами вынуждены возить с собой большой чемодан с фотооборудованием, поэтому бесконечные пересадки с самолета на самолет, с одного такси на другое не представляются особо притягательными. Плюс машина дает возможность независимо передвигаться внутри самой страны. Не надо искать автобусы или попутки, нужно просто разобраться с маршрутом и в путь!

Мы переоборудовали машину, чтобы в ней было удобно спать. Не фургон, конечно, но места хватает. Когда мы в первый раз поехали в Алтын-Эмель, то провели там три дня и две ночи и спали в машине. Потом поехали еще раз на четыре дня и три ночи и опять ночевали в своем домике на колесах. Доротя Веконы и Кристоф Херняк

Разрабатывать план и маршрут нам обычно помогает Google Maps, но есть еще один очень полезный ресурс – caravanistan.com. Этот сайт дает детальную и свежую информацию не только по Казахстану, но и по всем странам бывшего Шелкового пути. Причем большая часть предоставляемой информации весьма прикладная: подробно описывается состояние дорог и процедуры перехода границы.

Про бензиновый кризис мы не знали, но крестообразному жесту руками, мол, топлива нет, которым нас встречали на всех заправках, особо не удивлялись. Думали, что это проблемы единичных заправок в сельской местности и все дело в том, что в начале недели бензин просто пока не доставили на станции. Большой проблемой для нас это не стало, и если на какой-то станции нам говорили, что могут продать бензин только на сумму в 2000 тенге, мы довольствовались и этим. Тем более, что всегда возим с собой полную канистру, на всякий пожарный, чтобы вдруг не остаться без топлива.

Для нас важно не столько увидеть главные достопримечательности и города, сколько побыть в местах, которые обычно спрятаны от глаз туристов. Из всего увиденного в Казахстане нам больше всего понравились два места: парк Алтын-Эмель и озеро Индер. Индер – это бессточное соляное озеро недалеко от Каспийского моря. Когда подъезжаешь к нему, кажется, что видишь плещущуюся воду, но стоит подойти поближе и оказывается, что это белые кристаллы соли, рассыпанные по дну бывшего водохранилища. Доротя Веконы и Кристоф Херняк

Самое длительное время мы провели в Алматы. Когда только прибыли в город, все, чего хотелось – это добраться до забронированной съемной квартиры и принять горячий душ. Однако, когда мы приехали на место, в квартире было очень много народу. Оказалось, произошла какая-то путаница с датами бронирования. В итоге Дамир, владелец квартиры, сказал, что он отвезет нас в другую квартиру, чтобы мы не остались на улице. Мы сели в машину и ехали продолжительное время. В какой-то момент я заметила, что мы пересекли черту города и немного испугалась. Все-таки мы в машине незнакомого человека в чужой стране, он везет нас в непонятное место, мы даже разговариваем на разных языках, и произойти может все что угодно. Но Кристоф успокоил, сказав, что я смотрю слишком много американских ужастиков и у меня разыгралась паранойя. Когда машина остановилась, мы оказались у входа в частный дом, в котором Дамир живет с семьей. Мы вошли, стол уже был накрыт, нас ждала уютная гостевая комната. И только на следующий день мы переехали, когда уладился вопрос со съемной квартирой.

Особой возможности пообщаться с местным населением у нас не было. Причина банальна – мы не владеем ни русским, ни казахским, и очень малое количество людей, с которыми мы здесь встретились, говорят на английском. Но даже при этом нам всегда старались помочь.

Доротя Веконы и Кристоф ХернякПобывали мы и в Кыргызстане. Первый раз это случилось еще до президентских выборов и напряжения, которое в результате возникло между двумя странами. Затем мы отправились туда еще раз, уже по другому маршруту. Въехали в страну без проблем, и только на выезде в Казахстан, кажется, спустя два дня после выборов, нам пришлось какое-то время простоять на границе. Больше мы не встретили никаких сложностей, просто задержка по времени.

Реакция друзей на наши планы была оптимистичной и поддерживающей. Родители отреагировали иначе. Сильно переживали, много говорили о каких-то негативных вещах, они никогда не были в этой части мира и не могли объективно оценить обстановку. Зато сейчас во время сеансов по скайпу они не перестают говорить, как гордятся нами и тоже мечтают побывать во всех этих странах. Кстати, именно родители советовали отправиться в путешествие на «Ладе-Ниве», полагая, что здесь якобы все только на таких машинах и ездят. Конечно, мы знали, что это не так, ведь на дворе 2017-й, а подобные утверждения сродни тому, что американцы думают, будто мы в Венгрии поголовно живем в маленьких деревушках, где отсутствует электричество.

Поездкой мы довольны, единственное, что запомним сами и советуем другим, это три вещи, которые нужно обязательно брать с собой в подобное путешествие: большую канистру с водой – это самое важное, канистру бензина и как можно больше классной музыки. Когда гуляешь по степи, впечатления становятся только круче, если тебя сопровождает атмосферная музыка.