Роман Райфельд сходил на показ новой картины Эмира Байгазина, участвовавшей в международном кинофестивале "Евразия" в Алматы. Главный вывод журналиста: это фильм, достойный... порицания, но не вашего времени. Почему?
Многие мировые кинорежиссеры - Алан Паркер, Эмир Кустурица, Роберто Бениньи, Абделатиф Кешиш и другие - посвящали свои картины основной концепции биологии и философии, окну между рождением и смертью. Решил не отставать от коллег и казахстанец Эмир Байгазин, автор картин "Уроки гармонии", "Река" и "Раненый ангел". Он снял "Жизнь". Три года ушло на ее производство. Снимали в нескольких регионах Казахстана и Таиланде.
Завязка сюжета легка понятна и проста, добавил бы: и не по-байгазиновски примитивна. Было ощущение, что смотришь не уже четвертую полнометражку режиссера, а что-то посредственное чернушное из телепрограммы... конца 90-х - начала нулевых. Молодая семья, где только он и беременная она, не имеющие ни кола ни двора, пытаются пробиться сквозь суровости той самой жизни, в честь которой картина и получила название. Они живут в снимаемой комнатке с кроватью на одного, где невидимая домохозяйка, проживающая с внуком, постоянно вступает с жильцами в диалог на тему оплаты аренды. Он едва находит работу в конторке, штампующей корпоративные и домашние юбилейные фильмы, лавстори и прочую пошлость, так обожаемую в наших местах. Но "счастье" молодого специалиста, которого быстро оценил руководитель, длилось недолго - даже так необходимого ему аванса не успел получить, случайно напортачив, подставил всю команду, за что и был наказан, но оставлен в живых (в отличие от непосредственного начальника). Стоит ли оговаривать, что настоящим владельцем малого бизнеса был местный мафиози, почти справедливый, если верить сценарию? Протагонисту во исправление грехов жестокий старичок дал испытание: сделаешь дело и будешь сыт, одет и счастлив со своей через край тревожной женой. Только дело то реализовать было абсолютно из области фантастики для нашего героя, тем более, что вновь встал коронный вопрос злата, которого нет и взять неоткуда.
А вот дальше начинается нелепость, неудачно пытающаяся прикинуться одиссеей. Героя - зовут его, кстати, Арман - мотает от одного берега к другому, но их не классически два, а много больше. Попутчики младого мужа на жизненном пути сменяют один другого со скоростью света, а жена пропадает из виду вовсе. Мы так и не знаем: родила или нет и, главное, - кого. Не зря же она требовала от супруга разбиться в лепешку, но найти деньги на еще одно УЗИ в частной клинике, т.к. результатом исследования в государственной (беременность проходит в пределах нормы) она осталась недовольна. То Арман тусуется с каким-то бездомным самопровозглашенным философом, не гнушающимся разных способов получения халявной еды, то вот он уже в доме медсестры-лилипутки. А вот он с ее родственниками участвует в постановке на пустынном участке трассы где-то под Алматы: "Ой, вы насмерть сбили человека, но можете загладить вину баблишком". А теперь главный персонаж с новой знакомой - проституткой - навещает детей с особыми потребностями, то ли даря им праздник, то ли пребывая в не совсем здоровой эйфории, будто принял чего и проходя через некий катарсис. А вот Арман выслушивает историю жизни и банальную философию персонажа, сыгранного известным юристом в области авторского права Тамерланом Тулегеновым. Выслушивает, кстати, готовясь подарить ему свой орган. Репризами в "Жизни" звучат мини-эпизодики в учреждениях религиозного культа разных мастей, колокольные перезвоны и до ужаса скрипучие поезда алматинского метро, прибытие которых на станцию режиссер показывает в первой части фильма демонстративно долго, позволяя зрителю насладиться выносящим мозг саундом.
Почему я так смело выкладываю вам перипетии этой белиберды, которая, конечно, отчасти присутствует в жизни, но, если серьезно, и в самом диком сне не приснится? Потому что уверен: вы не потратите три с лишним часа своей жизни, чтобы совершить насилие над собой и посмотреть ЭТО. Разумеется, если вы адепт мазохизма, то - вперед! Режиссера бросает как маленькую шлюпку во время 9-балльного шторма в океане: начав с какого-то пусть не высоко художественного, но хотя бы более-менее логически объяснимого повествования, он начинает метаться, игнорируя все наиважнейшие законы построения кинематографического произведения. Байгазин выступил провально на всех фронтах, воевать на которых вызвался и как режиссер, и как сценарист, и как оператор, и как продюсер, и как монтажёр. Хорошо, что не решился писать музыку, выступать художником-постановщиком и трюкачом-каскадёром картины. Особенно низкопробными выглядят многочисленные моменты, где автор забывает про действие в фильме, увлекаясь плоскими, заурядными, клишированными и затасканными премудростями, которые зловеще обработанным голосом, с намеком на божеский, учат за кадром публику уму-разуму под не несущий никакого смысла визуал. Смотришь эту картину в зале и все думаешь, как бы сменить занятие на то, что действительно по душе - сходить в туалет, например.
Но ведь что-то хорошее там есть? Безусловно. Отдельные актеры в немногочисленных эпизодах были на высоте. Тот же сыгравший Армана Еркебулан Тасынов. И не он один. Но на этом позитив заканчивается. Вот и все, что можно сказать положительного о слабо дышащем и абсолютно не близком ни простому, ни сложному зрителю фильме. Последним шокирующим фактом о картине Байгазина, которая начинается жутким депрессняком, а заканчивается... ничем, стало выдвижение ее от нашей страны на "Оскар". Хотелось бы верить, что через месяц, когда огласят шорт-лист номинантов грядущей премии, название полумертвой, едва тлеющей "Жизни" фигурировать в нем не будет. Ведь в известной степени выдвижение на "Оскар" - это еще и определенное признание публики. А как может публика признать то, что откровенно плюет на нее с экрана прямо в кинозале да еще за ее собственные деньги, ведь картина шла у нас в прокате? У меня всё. Хотя нет, вот еще: это самый паршивый фильм года из тех, что я видел. А фильмов за последние 365 дней я посмотрел, поверьте, много.