Доступность KZ

Esquire.kz представляет рубрику Асель Джанабаевой, в которой она на собственном опыте исследует доступность государственных органов для простых граждан и ставит оценку. Первый эпизод посвящен юзабилити электронного правительства» Egov.kz.

Несомненно, портал «Электронного правительства» Egov.kz пользуется большим спросом своих услуг и по посещаемости входит в 50-ку самых рейтинговых ресурсов в Казнете. В своем интервью в апреле текущего года  представитель разработчика АО «НИТ» сообщил, что в среднем количество посещений сайта за день доходит до 80 тысяч и за 11 лет через портал было оказано более 168 миллионов услуг.

Но мы можем показать на примере одной электронной услуги, каким образом статистику посещений можно «накрутить», просто заставив пользователя пройти долгий алгоритм действий.

Например, согласно статистике сайта, услуга «Выдача справки о зарегистрированном юридическом лице, филиале или представительстве» занимает шестое место в топ-10 самых популярных услуг и была оказана 394 273 раза за 2017 год.

Однако данную справку получить не так-то просто: нужно знать, как пройти долгий путь к заветной информации.

Будем считать количество кликов:

Клик 1. Так как сайт Электронного правительства не оснащён поисковой системой по наименованию юридического лица, воспользуемся ресурсом Комитета государственных доходов Министерства финансов РК. На сайте в разделе «Юридические лица» по наименованию налогоплательщика ищем его БИН, проходим фильтр от ботов в виде несложной «капчи»:

Бывает и так, в основном в вечернее и ночное время. Но чаще всё же получается:

Копируем БИН.

Клик 2.Перед тем, как зайти на сайт Электронного правительства, желательно запустить NCALayer, скачанный и обновлённый (зачем, обычному пользователю непонятно, но без него некоторые услуги на сайте получить невозможно). Приложение доступно для скачивания на сайте в отдельном подразделе (затем требуется загрузка).

Клик 3.Заходим на сайт egov.kz:

Клик 4.Нажимаем кнопку «Войти»:

Можно залогиниться по ИИН/БИН, но опять же это работает не со всеми электронными услугами. Поэтому…

Клик 5.

Необходимо выбрать свой ключ авторизации, полученный ранее в ЦОНе и сохраненный на компьютере.

Клик 6.Выбираем сертификат:

Клик 7. Жмём «Открыть».

Клик 8. Вводим пароль:

Клик 9. Если вдруг вы все предыдущие действия совершили случайно, система у вас уточняет, хотите ли вы войти в систему:

Клик 10. Теперь вы, как авторизованный пользователь заходите на сайт и выбираете вкладку «Бизнесу»:

Клик 11. Выбираем «Регистрация и развитие бизнеса»:

Клик 12. В открывшемся меню услуг жмём «Показать все 17»:

Клик 13. Выбираем «Получение справки о всех регистрационных действиях юридического лица»:

Клик 14. Жмём «Заказать услугу онлайн»:

Клик 15. В новой вкладке открывается окно, необходимо ввести БИН и нажать «Отправить запрос»:

Клик 16. Система предлагает выбрать сертификат:

Клик 17. Выбираем сертификат RSA и жмём «Открыть»:

Клик 18. Вводим второй пароль и «ОК»:

Клик 19. На экране выходят ваши данные, и необходимо нажать кнопку «Подписать»:

Появляется окно ожидания ответа на запрос:

Клик 20. Жмём «Обновить статус».

Клик 21. Теперь «Просмотреть результат».

Наконец, выходит результат: pdf-файл, готовый к скачиванию.

Клик 22. Скачиваем!

Одна справка, содержащая сведения о руководителях, учредителях и регистрационных действиях ОДНОГО юридического лица, требует 22 клика.

Рекомендации по usability сайта:

Регистрационные сведения о юридических лицах необходимо представлять в виде реестра с возможностью поиска по наименованию и БИН-у по примеру сайта Депозитария финансовой отчетности МФ РК, интегрировав с базой данных КГД МФ РК, так как создание удобства для пользователя приближает «дружелюбность» казахстанского сайта «Электронного правительства» к мировым аналогам.

Моя оценка – «4» .


Асель Джанабаева