На Берлинском кинофестивале состоялась международная премьера «Другого человека». Фильм рассказывает о мужчине, страдающем крайне редкой деформацией лица под названием нейрофибраматоз.
Проект А24 разделил многих критиков, заставив их проводить часы в обсуждении сюжета и различных смыслов. Главную роль в ленте сыграл Себастьян Стэн, наиболее известный публике по амплуа Зимнего Солдата из киновселенной Marvel. За эту роль Стэн получил «Серебряного льва» в Берлине. Компанию ему составила набирающая популярность актриса инди-фильмов Ренате Реинсве, которая ранее запомнилась синефилам по «Худшему человеку на свете».
«Другой человек» может не станет самым выдающимся фильмом года, но картина определённо вызовет гору обсуждений из-за поднятой темы. О проблемах ленты рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.
Внимание! В рецензии присутствуют значительные спойлеры!
Сюжет
Говорить о фильме «Другой человек» без предварительного объяснения его сюжета практически невозможно, поэтому здесь следует рассказать все детали картины.
События фильма происходят в Нью-Йорке — городе, полном людей со своими странностями и мечтами. Как и любой житель этого мегаполиса, главный герой Эдвард мечтает о всемирном признании. Но на манер персонажей Вуди Аллена наш протагонист оказывается в меру застенчивым, постоянно бубнящем и слегка отталкивающим мужчиной. На его постоянную неуверенность в себе и схожесть с режиссёром обращают внимание как соседи, так и коллеги. Однако, что отличает Эдварда от кучи других персонажей со схожими качествами, так это его деформированное лицо.
У людей вокруг Эдвард часто вызывает отвращение. У него никогда не было девушки, да и друзей можно пересчитать по пальцам. А о карьере известного актёра мужчина может только мечтать, изредка перебиваясь мелкими ролями в социальных рекламах. Его беспросветный образ жизни получает физическое воплощение в виде протекающего потолка съёмной квартиры, который продолжает течь, несмотря на все старания героя.
Его несчастья продолжаются до тех пор, пока в квартиру напротив не заезжает милая девушка Ингрид. Хотя она слегка вздрагивает при первой встрече с протагонистом, соседи по лестничной клетке быстро находят общий язык и начинают проводить время вместе. Тем не менее Эдвард понимает, что их отношения вряд ли смогут зайти дальше обычной дружбы. Связано это и с наличием молодого человека у Ингрид, и с уже упомянутыми физическими особенностями персонажа.
Тогда на пути Эдварда представляется невероятная возможность: пройти экспериментальную процедуру, которая сможет излечить мужчину. Спустя пару недель после испытаний лицо главного героя преображается. Буквально в первую же ночь в клубе новый Эдвард, который теперь носит имя Гай, целуется со случайной встречной. Так он как бы получает признание общества. Далее мужчина буквально убивает предыдущую версию себя, говоря всем о трагической кончине Эдварда. Выглядят такие метафоры вполне понятно и даже наивно.
Спустя некоторое время Гай вновь встречает Ингрид, которая успела расстаться с парнем и написать свою первую пьесу. Как несложно догадаться, спектакль основан на её знакомстве с Эдвардом. Мужчина решает сыграть главную роль в постановке. Для этого он использует слепок своего старого лица. Пройдя пробы, Гай заводит романтические отношения с Ингрид. Казалось бы, главный герой получил всё, начиная от признания на работе и заканчивая той самой девушкой. Самое главное, у него теперь есть возможность рассказать свою историю, при этом находясь уже в новом теле. Но тут на пути мужчины становится новое препятствие — Освальд.
Освальд тоже страдает деформацией лица под названием нейрофибраматоз. Но в отличие от Эдварда, он не считает это недостатком. У Освальда есть много друзей, его уважают на работе и к нему пристают девушки. Он может пародировать акценты, петь и играть на сцене. Очень быстро Освальд, буквально случайно ворвавшийся в жизнь Ингрид, заменяет Гая в спектакле, оставив последнему мелкую роль в конце пьесы. Вскоре влияние Освальда становится столь велико, что Ингрид начинает встречаться с ним, бросив Гая. В итоге, главный герой теряет рассудок, нападая сначала на Освальда, а позже убивая случайного незнакомца. Выйдя из тюрьмы, Гай наконец смиряется с идеей, что во всех своих бедах виноват был его характер, а не физический облик.
Обвиняя жертву
«Другой человек» говорит о физических особенностях и непринятии людей с недугами обществом. В течение фильма нам показывают множество зарисовок, где на Эдварда смотрят свысока. Та же Ингрид сначала смеётся над самой возможностью наличия романтических отношений с человеком с нейрофибраматозом. Однако далее картина уходит в другую сторону, представляя из Эдварда не жертву, а причину своих страданий. Делается это за счёт введения в сюжет Освальда, который превосходит Эдварда по всем параметрам, хотя имеет такой же диагноз. Автор будто говорит, что окружающие не приняли Эдварда не потому, что тот отличался от них внешне, а потому что он является плохим человеком, не способным влиться в общество.
С другой стороны Освальд может влюбить в себя любого через песни, смешные акценты и шутки. Тут стоит отметить, что некоторые из этих сцен выглядят невероятно неуклюжими и форсированными. Противопоставляя Эдварда и Освальда режиссёр Аарон Шимберг будто проговаривает, что человек с любым недугом может с лёгкостью добиться успеха в обществе. Хотя такая идея приятна для восприятия, способ её подачи оказывается далёк от идеала. Не каждый человек с физическими проблемами может перебороть осуждение окружающих, ведь на любого Освальда найдутся десятки, если не сотни Эдвардов, которые не смогли преодолеть эту стигму. Но судя по фильму, нам таких Эдвардов стоит осуждать в своих бедах, указывая на весёлого и успешного Освальда. В итоге, Шимберг одновременно проваливается в ошибку выжившего и занимается обвинением жертвы.
Отсутствие глубины
Дальше идеи о разном подходе к жизни Шимберг, к сожалению, не уходит. Его метафоры оказываются банальны и показаны самыми ленивыми визуальными способами, начиная от протекающего потолка и заканчивая сценой поцелуя с незнакомкой.
За долгие годы существования студии А24 зрители привыкли, что их картины берут необычные концепты и докапываются через них до наших глубочайших страхов. В случае с «Другим человеком» остаётся только концепт. По духу фильм действительно напоминает другие проекты компании, такие как «Все страхи Бо» и «Кит». Из классических картин на ум сразу же приходит «Человек-слон» Дэвида Линча, где главный герой также страдал деформацией лица. Однако, в отличие от этих работ, «Другой человек» лишь имитирует разговор о важных темах, по итогу сводя всё к неуместным шуткам о «Красавице и чудовище» и идее о токсичном принятии себя.
Вывод
«Другого человека» можно похвалить за актёрские работы, а поднятые темы наведут немало шума вокруг фильма, когда он наконец доберётся до больших экранов по всему миру. Тем не менее проект остаётся поверхностным и приходит к крайне проблематичным выводам. Аарон Шимберг пытается шокировать зрителя визуальными образами, но дальше этого он не уходит.
Автор: Oraz Kereibayev