Гостями нового выпуска Esquire NAMES стали казахстанские предприниматели, основатели горячо любимых казахстанцами медиапроектов «Давай Сходим», Almaty Today, Qumash и многих других – Бакдаулет Исаев и Алишер Тойгулиев. Они рассказали о том, что такое корпоративная культура в современном понимании, как приспособиться к постоянным изменениям в мире и в медиа, откуда пришла идея Sxodim Fest и о своих главных ориентирах в жизни. Поговорил с ними специальный контрибьютор Esquire Евгений Абу-Зейд.
Ребята, под вашим началом процветает несколько медиаплощадок и все они разные, но очень узнаваемые благодаря тому, что каждая имеет свой особый почерк. Насколько сложно запустить медиаплощадку в Казахстане и из каких этапов состоит этот путь?
Бакдаулет: Площадки разные, но у них есть нечто общее – это работа с аудиторией, очень тщательная и внимательная. А еще, мы на всех наших площадках стараемся рассказывать про полезные вещи. «Давай Сходим» рассказывает о том, где можно провести свой досуг, Qumash больше про информирование людей по поводу общей ситуации, такое своеобразное зеркало общих настроений в Казахстане, в Almaty Today мы публикуем только те новости, которые касаются города, в Astanovka98 – новости о столице...
Алишер: У нас немного необычный подход и мы не поддерживаем стереотипы о том, что на запуск любого медиапроекта нужен большой бюджет. Мы напротив выходим на рынок с минимальными вложениями. Наш путь был довольно простым: сначала, мы выступали как агрегатор новостей, а позже пришли к тому, чтобы стать полноценным СМИ. Мы просто собирали новости и публиковали их, а параллельно наблюдали, на каком языке разговаривает наша аудитория и просто подстраивались под людей. Помню, что в какой-то момент нам стали присылать новости уже напрямую из компаний и госорганов, например, из пресс-службы Акимата. После выстраивали процессы, фильтровали новостной поток, дальше запускали определенные рубрики, следили за тем, что становилось актуальным.
"Давай Сходим" сделал очень большой вклад в развитие туристической экосистемы Казахстана. Особенно в период после карантина, когда можно было передвигаться только в пределах страны. Многие стали искать места в Казахстане, которые можно было бы посетить и это спровоцировало рост туристического потока. Вы чувствуете, что повлияли на такие важные вещи?
Алишер: Да, очень. Особенно во время пандемии. Мы находили какое-то интересное место, писали о нём, а на следующий день туда уже съезжалась толпа. Сейчас нас напротив иногда просят не писать о каких-то красивых природных достопримечательностях, ведь большой поток туристов может привести и к обратным последствиям – стихийной свалке и прочим вещам, которые губят природу.
Бакдаулет: Взять хотя бы ситуацию с озером Кобейтуз. У поста о нем были большие охваты, он даже стал вирусным. И через некоторое время людям начали запрещать туда ездить. Надо сказать, что мы свой урок усвоили – теперь мы заранее пишем о том, как себя нужно вести в таких местах, стараемся внедрять культуру туризма, потому что среди наших ценностей экологичность стоит на первом месте.
Вы и ваши сотрудники работают в офисе или удаленно?
Алишер: Мы предпочитаем работать в офисе – для нас это вопрос удобства. Пробовали работать удаленно, но когда людей рядом с собой не видишь и не чувствуешь, энергия не циркулирует, не питает сотрудников. Когда ты все время рядом со своей креативной командой, все процессы работают абсолютно по-другому. Мозговой штурм невероятный! Как только мы вышли в офисы после пандемии, у нас все показатели взлетели, контент стал более живым. Потому что атмосфера наших материалов очень зависит от атмосферы в офисе. Мы это поняли и сказали всем без исключения: ребята, ничего не знаем, надо выходить в офис. А вообще, в плане дисциплины мы достаточно мягкие...
Бакдаулет: У нас есть KPI-система, где мы оцифровываем показатели каждого сотрудника и за счет этого делегируем многие процессы. А в конце месяца смотрим: если показатели падают, поднимаем какие-то проблемные вопросы. Это все часть нашей работы.
Алишер: Кстати, многие ребята сами очень хотели выйти в офис. Им было некомфортно работать дома, потому что не хватало драйва, атмосферы. В нашей работе без этого никак.
У вас большая живая аудитория, но при этом более чем скромный и адекватный рекламный прайс. Как вы выстраиваете отношения с вашими рекламодателями?
Бакдаулет: У нас действительно очень демократичные цены. Мы начинали как студенты-любители и, признаться честно, у нас не было понимания, что за рекламу мы должны брать деньги. Со временем нам пришлось самим установить цены, а когда мы заметили, что спрос начал расти, стали постепенно поднимать стоимость рекламы. При этом, мы всегда садимся и обсуждаем с людьми, почему поднимаем цены и насколько это целесообразно, стараемся балансировать между всеми этими процессами, потому что рынок тоже диктует свои условия и бывает, что наступает момент, когда цены просто нельзя не поднять.
Вашим первым проектом стал “Давай Сходим”, а после начала формироваться собственная система одноименных пабликов в других городах. И все ваши проекты друг друга поддерживают. Изначально у вас был такой план или это получилось ситуативно?
Алишер: Сложно сказать, на самом деле открытие в Астане стало нашим первым открытием в другом городе, и это просто случилось. В один из дней мы просто взяли и сделали это. А вот с остальными городами уже все было по плану. Вот это самое «присутствие» – очень важно, благодаря этому мы понимаем ментальность города.
А потом это стало нашей стратегией – мы должны быть там, где нас читают. И быть там, где наша аудитория, какой бы ни была площадка или каким бы ни был город. Кто-то сидит в социальных сетях, кто-то в ТикТоке, кто-то читает серьезные медиа... Разные группы аудитории сидят на разных площадках, поэтому следующим этапом нашего развития скорее всего будет создание приложения. Таким образом, мы дополним всю нашу систему. Ведь если мы советуем куда сходить, то и билет туда продать сможем. В итоге, человек сможет экономить время, получая все услуги в одном месте.
Вопрос предсказуемый, но всё же. Что сейчас в планах по развитию на ваших медиа-площадках?
Алишер: Скажем так, у нас есть вертикальное развитие и горизонтальное. Вертикальное то, которое охватывает работу во всех социальных сетях, на сайте и в приложении. А горизонтальное – это наше расширение и масштабирование в плане географии. Например, сейчас мы в Бишкеке стоим под номером один и хотим занимать такую же позицию во всех городах Центральной Азии. Хотим расширяться и увеличивать свой журналистский профессионализм. Будем набирать команды в странах, в которых будем появляться. Как мы уже сказали и как показала практика в Бишкеке, команда должна быть локальная, они должны жить в городе, знать город и дышать городом, чтобы рассказывать о нем другим.
Когда изучаешь биографии основателей крупных брендов, понимаешь, что так или иначе, многие из них большие мечтатели. Вы считаете себя мечтателями? В команде основателей вас четверо. Кто больше отвечает за мечты, а кто наоборот, всех приземляет?
Бакдаулет: У нас в команде так или иначе все мечтатели, без этого никак. Именно за счет этого у нас такие плодотворные брейнштормы проходят. Мы стараемся мечтать еще масштабнее. Недавно мы подумали о том, что мы будем делать через 10 лет. Этот процесс вдохновляет и высвобождает какую-то энергию, ты вдруг начинаешь в этом направлении неосознанно двигаться. Я думаю, что это нужно делать чаще и тогда наша стратегия будет еще более эффективной.
Алишер: Мы дополняем друг друга и если один витает в облаках слишком высоко, кто-то другой всегда ему скажет: эй, посмотри на цифры! Еще мы не исключаем факт того, что в скором времени нас уже будет не четверо. Мы хотим, чтобы нас усилили профессионалы с теми компетенциями, которых нам не хватает.
Бакдаулет: Наша миссия – помогать людям открывать для себя что-то новое и получать новые впечатления. Наша цель – стать суперприложением, где человек может сразу получить всё, что ему нужно. А еще мечтаем продолжать развивать внутренний туризм, конечно же. Большинство коренные алматинцев посетили множество разных стран, а на БАО, например, не были никогда. Хотелось бы это исправить, хотелось бы, что наши люди открывали для себя много нового по всей Центральной Азии.
Вы уже много лет работаете в медиа. Наблюдаете ли вы за собой какую-то профессиональную деформацию?
Алишер: Конечно. Когда мы посещаем новые места, в голове возникает мысль о том, что нужно обязательно поделиться этим с командой, а потом и с народом. Получается, что выезжая просто погулять с семьей, всегда параллельно работаем.
Насколько изменилась за последнее время медиасфера в Казахстане?
Алишер: В связи с последними событиями в стране и в мире, общество становится более требовательным к информации, появляется много новых медиа, а значит и конкуренция растет. Плюс еще происходит некая демократизация общества. Свобода слова, раскрепощенность в подаче информации – это хорошо. Ведь ее очень много и людям всё сложнее понимать, чему верить, а чему нет.
Бакдаулет: Мы, кстати, в связи с этим стали отправлять своих сотрудников на обучение. Обучаем ребят тому, как находить информацию, проверять ее. Стараемся держать руку на пульсе.
Каковы ваши главные ориентиры в жизни?
Бакдаулет: Если говорить о ценностях компании, о том, что нами движет, то в первую очередь речь идет о честности, открытости, гибкости и доверии. Мы стараемся давать сотрудникам возможность делать что-то самостоятельно, где-то ошибаться, проявлять инициативу. Когда контроль слишком сильный, творческие процессы замедляются.
Алишер: Стараемся быть честными не только по отношению к другим, а еще и по отношению к себе. Если что-то не получается, то нужно уметь себе в этом признаться.
Как вы делите между собой рабочие процессы? Кто за что отвечает?
Бакдаулет: Я, например, больше про коммуникации и про людей. Моя сильная сторона – это человеческие ресурсы, корпоративная культура. Именно этими вещами мне заниматься в кайф и именно это получается у меня больше всего. А какие-то штуки, которые связаны с бухгалтерией или процессами – напротив моя слабая сторона. Но то, чего нет у меня, точно есть у Алишера. И наоборот (смеется).
Алишер: Моя сильная сторона – это технологические процессы, вопросы разработки, работа с айтишниками. Но у нас нет такого – мол «мне не нравится, и я не буду этим заниматься». Если есть необходимость, нужно делать. Или искать подходящих людей и специалистов.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что ваша работа для вас — это ремесло, которому вы посвящаете максимум вашего времени. А отпуск у вас бывает? Есть такие личные места, в которые можно съездить, зарядиться новой энергией, новыми силами и вернуться обратно в рабочую атмосферу?
Бакдаулет: Отпуск – лучшее лекарство от выгорания. И делать это желательно заранее, пока ты еще не устал.
Алишер: Сапожник без сапог – иногда это про нас. Бывает, что друзья просят посоветовать новые места, а мы начинаем тормозить и смотреть наши странички.
На самом деле, отпуск – вещь необходимая и мы даже заставляем наших ребят отдыхать. После отдыха человек всегда выходит более заряженный, особенно когда у него много новых впечатлений. Этой своей энергией он заряжает других.
Мы сами к этому тоже не сразу пришли. В студенчестве мы тоже могли работать без отдыха, днями и ночами, но так делать не стоит. Нужно отдыхать и по возможности изучать что-то новое, сохранять в себе этот дух первооткрывателя.
Сейчас вот читаю книгу о корпоративной культуре Netflix и понимаю, что мы все правильно делаем. Всем рекомендую её прочесть.
Кроме того, что вы пишете о событиях в городе, вы также становитесь инициаторами собственных событий. Примером тому служит музыкальный фестиваль Sxodim Fest, который состоится 25 июня и его, я знаю, многие ждут. В какой момент приходит осознание того, что вы достаточно сильны, чтобы уже писать не только про другие мероприятия, а создавать собственные?
Алишер: Между собой мы условно называем это Sxodim Events. Мы хотели сделать такой фест еще года 3-4 назад, но не хватало опыта. А потом наступила пандемия. И вот так совпало, что в этом году «Давай Сходим» исполняется 10 лет, так что мы решили размахнуться и в честь этого сделать наконец-то классный фестиваль. Очень страшно, если честно, потому что мы впервые через это проходим.
Если будет спрос, было бы круто начать делать это на ежегодной основе и возможно для всей Центральной Азии. Вот вам и мечты с размахом!
Скажите честно, часто пользуетесь “служебным положением”, чтобы попасть на какие-нибудь крутые мероприятия?
Алишер: Вообще нет. Нас очень часто зовут "по бартеру", но у нас как-то это не принято, мы стараемся по умолчанию не пользоваться служебным положением. Мы нигде не анонсируем, что хотим куда-либо попасть, обычно просто покупаем билеты самостоятельно и наших ребят стараемся к этому приучать.
Мы с вами сегодня находимся в Swissôtel Almaty и хочу спросить у вас: насколько вам важна концепция ресторана?
Алишер: Концепция и атмосфера заведения очень важны. У меня ведь есть своя кофейня и в первую очередь, я стараюсь делать упор на атмосферу, сервис и еду. Внешние проявления для меня второстепенны. Еще важна изюминка, о которой можно рассказать. Например, крутое расположение или талантливый шеф-повар.
Банальный пример: когда у нас рекламу покупают, мы всегда просим заполнить бриф, потому что нам важно понять продукт, важно узнать о нем и о его особенностях. Иногда бывает, что мы бесплатно рассказываем о каких-то крутых местах. Почему бы не поделиться информацией с другими людьми и не помочь кому-то в развитии бизнеса?
Для вас важно, чтобы место было с душой?
Бакдаулет: Однозначно. Это сразу чувствуется. Я недавно отдыхал на Пхукете и пытался сравнивать свои личные ощущения от простых заведений с теми, у которых стоит много звездочек по отзывам. И забавно, но мои впечатления вообще с этими звездочками не совпадали. Поэтому не нужно слушать других. Нужно в первую очередь прислушиваться к себе.
Credits:
Producer - Irina Sharapova
Location - Swissôtel Wellness Resort Alatau Almaty
Photo - Ilya Aleshkovskiy
MUA/ Hair - Madinat Idrisova