Евгения Чебаткова часто называют комиком для интеллектуалов. В его выступлениях не бывает открыто скабрезных шуток или откровенно злого юмора. Даже если он смеется над конкретными людьми, описывая не совсем обычную ситуацию, у него это получается как-то по-доброму. И возможно, именно этот факт выделяет его из сотен других. Как озлобленность влияет на подачу юмора? Почему шоу "Игра" не стоит сравнивать с КВН-ом? И почему женщинам в стендапе всегда сложнее добиваться признания? Об этом и о многом другом Евгений рассказал в эксклюзивном интервью Esquire Kazakhstan.
Женя, давай начнем с самого закономерного вопроса. Ты выступал в декабре во Дворце студентов, твое следующее живое выступление алматинцы могут посмотреть только 6-го июля. Что ты делаешь в нашем городе в мае?
Все просто. Я приехал в свой родной Усть-Каменогорск навестить родных, и решил заодно наведаться в любимый Алматы. Цель приезда – рассказать о новом бренде одежды STIL SKØL, который мы совсем недавно создали с командой. Это такая дебютная спортивная и урбанистическая коллекция, в которой представлены двусторонний бомбер, хлопковые худи, футболки и носки... Такой довольно-таки концептуальный бренд, навеянный скандинавской тематикой.
Алматы любим многими. А ты почему испытываешь к нему такие теплые чувства?
Атмосфера очень приятная и, наверное, тёплые воспоминания из детства. Здесь у меня живет брат, друзья из разных времён жизни... Не могу сказать, что я знаток города, скорее знаю все его центральные попсовые места. Но погулять здесь для меня – особое удовольствие. Обычно здесь меня встречает друг Адлет прямо в аэропорту. Вместе мы бродим по улицам, наслаждаемся вечерним городом в весьма узком кругу и в уютных заведениях. Я не очень люблю большие тусовки.
Судя по твоим концертным турам и рассказам, ты настоящий космополит и постоянно путешествуешь. Как чувствуешь себя за рубежом? Где тебе комфортнее всего?
Я не могу сказать, что мне где-то комфортно, где-то нет. Я больше отталкиваюсь от климата. Есть климат, который мне супер приятен, а есть такой, в котором меня надолго не хватает. Например, я вот был в ЮАР и это очень яркая страна. Мне там понравилось. Но там очень жарко, и по этой причине я не смог там находиться долго. Я не любитель жары. Мне больше по душе Рига, Копенгаген, Стокгольм или Санкт-Петербург. И вообще, Питер – один из моих самых любимых городов.
С людьми также как с климатом? Где люди более приветливые и интересные?
Везде можно найти интересных людей. И мне с этим везёт, я всегда нахожу тех людей, с кем мне приятно проводить время. Бывают, конечно, единичные случаи. У меня больше кочевое мышление, поэтому я быстро адаптируюсь к местному населению.
В одном из своих выступлений ты в шутку назвал себя коренным москвичом. Есть ли здесь хотя бы доля правды? Чувствуешь себя в российской столице своим?
Главная прелесть Москвы в том, что она разная. Она мне напоминает Стамбул или Нью-Йорк своим колоритом. Конечно, все это очень характерно для больших мегаполисов. Но в разных района Москвы чувствуешь себя по-разному. А москвичом меня можно назвать только с большой натяжкой.
А что насчёт жителей мегаполиса? Люди часто говорят о московском гоноре, пафосе. Есть даже мнение, что все в этом городе построено на связях?
Скорее нет, чем да. Конечно, бывают всякие ситуации. Но в моем информационном пространстве и окружении такого не было. Хотя я живу в центре города. Я не ощущаю, что кто-то перед кем-то понтуется. Кажется, больше пафоса я встречаю в Нур-Султане.
Серьезно?
Да, у меня друг живет в столице и я часто там бываю.
Интересно слушать твои заметки о разных местах и твоем городе детства. Даже когда ты кого-нибудь стебешь, у тебя это получается как-то по-доброму, гармонично что-ли... Признаться, не у всех выходит рассказывать правду о местах, в которых ты вырос. У актера Павла Прилучного вот не особо получилось. Недавно он написал пост про родной Шымкент и его очень долго обсуждали...
Я просто не понимаю, почему он является маркером или ориентиром для обсуждения. Я знаком с его бывшей супругой Агатой, она замечательная женщина и хорошая актриса. К сожалению, его необдуманные слова стали достоянием общественности. Думаю, что нужно знать и уважать все культуры, понимать наше разнообразие. Тогда и скандалов таких не будет.
Но ты ведь тоже рассуждаешь на тему различий и у тебя это как-то лайтово получается, никто не обижается и не рефлексирует...
Сам по себе вопрос наших этнических различий очень интересный и местами смешной. Чтобы никого не обидеть, просто нужно любить всех. Я с уважением и большим интересом отношусь ко всем религиям, национальностям, культурам.
И все-таки, как ты позиционируешь себя в вопросах национальной принадлежности?
Как русский казахстанец. У меня есть литовские, шведские и польские корни. Украинские корни по дедушке. Но так как мой язык и язык моего мышления русский, то я себя позиционирую как русский человек. Считаю, что нужно хорошо знать своё этническое происхождение, чтобы лучше понимать себя и приобщиться к своей культуре. Но ни в коем случае не нужно делать это своим конкурентным преимуществом или фишкой. Это то, что в тебе есть. Это нужно просто знать и уважать. А гордиться нужно тем, что ты создал. Мне кажется, всем нужно по возможности сделать генетический тест и узнать историю своего рода. Я вот сделал.
Были какие-то откровенные сюрпризы?
Да, вот мои литовские корни до сих пор меня веселят. А еще, во мне есть 2%, или может меньше, татарской крови. Меня это тоже очень позабавило. После теста я понял, что мы все – просто люди и это просто вопрос культуры. Я убеждён, что все вопросы касаемо деления людей, это как в "Прожарке". Если ты хочешь "прожаривать" и говорить гнусные шутки про человека, ты должен любить его по-настоящему. Это не мои слова, это мысль известного стендап-комика Джефа Роса. Он говорит: «Ты должен искренне любить человека, тогда все шутки про его мать, жену, и про него самого будут действительно смешными и не обидными". А если ты испытываешь к нему какие-то неприятные чувства, то все твои шутки автоматически превращаются в оскорбления. Эта проблема, к сожалению, очень часто встречается.
Но у комиков шутки бывают злые, "нефильтрованные"...
Да, большинство людей обижаются на комиков, потому что многие этого просто не понимают. Чтобы шутить без последствий, нужно подходить к шуткам с любовью. Это единственный вариант. Когда у тебя внутри есть какая-то озлобленность, все начинает выпирать, и неважно, шутка это, песня или пост в Инстаграме. Так и с Павлом Прилучным. Там вопрос в озлобленности, которая убивает тебя изнутри. Во мне такой озлобленности нет. Я не живу со злобой в сердце. И в целом, я не обидчивый человек, мне не хочется никого обижать.
Обид, каких-то резких высказываний в сторону близких от тебя и вправду замечено не было. Но ты ведь редко рассказываешь о своей личной жизни. Может, мы чего-то не знаем?
Никаких тайн. Я встречаюсь с девушкой, мы живем вместе в Москве. У меня с ней прекрасные отношения и я очень ее люблю. Мне не очень интересна личная жизнь других людей, поэтому наверное не рассказываю об этом на каждом шагу. И не читаю о личных отношениях других. Конечно, если близкий друг поделится, я послушаю, если он того захочет. На то это и личная жизнь, чтобы о ней не рассказывать. Меня она делает наполненным, я чувствую себя вполне счастливым человеком. Для меня это ценно и не хочется это выпячивать. Всегда есть то, что ты хочешь оставить только себе.
Сколько в твоих выступлениях правды и сколько вымысла? Часто ли приходится додумывать что-то, рассказывая о себе?
Здесь все очень просто. Это как у большинства стендап-комиков. Все, что рассказываю о себе, 100%-я правда. Но шутки, которые выходят из ситуаций, уже бывают придуманные. Если прислушиваться, то можно понять это. Вот, к примеру: мы пошли с друзьями в ресторан – и это правда. Мы сели за стол – и это тоже правда, к нам подошёл официант и он выглядел очень примечательно. И сказал такую-то фразу. Вот это уже может быть выдумкой.
А у женщин также? Вопросы гендерных различий всегда на повестке. Как ты относишься к женскому стендапу?
Я считаю, что женщины имеют абсолютно равные способности написания шуток и их подачи. Единственный ограничительный фактор связан с особенностью психики. Женская психика более подвижная и более ранимая, чем мужская. И опять же, я говорю не про всех. Я не врач. Просто базируюсь на своем личном, жизненном опыте. И в связи с этим, я смею предположить, что женщинам из-за этого и сложнее добиваться больших высот в стендапе. Потому что стендап подразумевает большое количество унижений на сцене. Когда ты проверяешь материал, когда первый раз рассказываешь его на сцене, это всегда практически гарантированный провал. Это всегда большая проблема. Сейчас, когда меня приглашают на концерты, я всегда знаю, как можно прикрыть или вовсе закрыть суперновые шутки, перемешав их с проверенными старыми шутками. И каким образом это будет работать. Когда у тебя нет такого опыта, ты просто рассказываешь новый материал, чувствуешь этот взгляд людей, абсолютно недовольных и не готовых с тобой взаимодействовать и поддерживать тебя... Для того, чтобы пройти через это унижение, нужно как минимум три года.
Потом все становится на свои места или ты просто привыкаешь?
У всех по-разному. Наверное мне повезло и у меня этого было меньше. Где-то на втором году у меня начало получаться. Есть ребята, у кого это продолжается 6-7 лет, то есть держится на одном уровне. Конечно, тут разные факторы влияют. У кого-то есть другая работа, для них это может быть просто хобби, или они недостаточно вкладываются, или возможно ленятся. И поэтому их выступления продолжают быть унизительными. Это реально ломает психику, многие люди ломаются. И я думаю, женщинам в этом смысле сложнее, ведь любой девушке хочется, чтобы ею восхищались. Но когда она видит, что на нее весь зал смотрит с каким-то странным выражением неодобрения и неприятия, тут происходит настоящий надлом.
А что на счет аудитории? В зале какая энергия обычно превалирует: женская или мужская?
У аудитории все-таки больше женской энергии. Поэтому для мужчины более естественно пытаться эту женскую аудиторию очаровать. Когда женщина выступает, ей всегда сложнее, даже если шутки подготовлены классные. Ей нужно больше вкладываться в подачу, в оригинальность. Мужчина в этом плане может позволить себе говорить о себе гадости, потому что общество это позволяет. А когда женщина начинает говорить непристойности, ей сразу ставят клеймо. С матом та же история. Нецензурщина еще больше усугубляет ситуацию.
Но тебе-то, я думаю, на сцене комфортно. Как ты оцениваешь свою эволюцию стендап-комика?
Если взять аналогию человеческой жизни, то я где-то на уровне 14-ти летнего подростка. Почему так? Потому что я не кокетничаю. Есть одна потрясающая фраза одного американского комика, которая звучит так: «Если ты занимаешься стендапом меньше 10-ти лет, это не значит, что ты в любой момент можешь его бросить». Поэтому я наверное, скорее на уровне любителя пока.
Ты вот заговорил об американском комике и я почему-то вспомнила недавнюю историю с Крисом Роком и Уиллом Смитом. Как ты отреагировал на эту ситуацию? Считаешь ли ее своего рода заготовленным перформансом?
Не берусь ее оценивать. Мое мнение, что "Оскар" себя дискредитировал как организация, как премия. Я давно за ним не слежу. Думаю, что там все хороши. Хотя считаю, что Уилл Смит – отличный актер, а Крис Рок – отличный комик. Я обожаю его сериал «Все ненавидят Криса» и это один моих любимых комедийных проектов.
На сцене бывает всякое. Слышала, что однажды ты не сдержался и бросил микрофон в слушателя, когда он тебя не слушал и перебивал...
Нет, он не просто не слушал. Он саботировал мое выступление.
Он делал это специально?
Нет, думаю, он от природы просто не очень воспитанный человек, плюс ко всему был пьян. Я не очень люблю вспоминать эту историю, потому что это было на второй год моего занятия стендапом. В целом, тогда я был другим человеком. Очень много факторов было и вообще за последние три года я сильно изменился как человек. Я три года назад и я сейчас – совершенно разные люди. Во многом это заслуга моей девушки Веры. Она, просто находясь рядом со мной, своей женской энергией меня очень успокоила во многих моментах. И еще дала мне какую-то почву для ростков моей жизненной мудрости.
Давай немного о твоих способностях. Ты вот полиглот, да? Сколько языков знаешь на данный момент?
Я нормально знаю только русский (смеется). А вот говорить могу на английском и испанском.
Как у тебя с казахским языком?
Ну, я на слух его воспринимаю довольно хорошо, где-то 80% понимаю из разговоров. Возможно, в будущем примусь за него капитально.
В каких проектах ты сейчас задействован? Какие планы на ближайшее время?
Сейчас мы делаем рекламное шоу вместе с Хетагом Хугаевым и Алексеем Стаховичем. Пока мы не знаем, где мы будем выпускать свое "творение", но снимать уже начали и нам очень нравится. Мы действительно горим этим проектом, делаем стильную рекламу для маленьких бизнесов. Еще сняли с командой концерт в ноябре на английском языке и ведем переговоры с Netflix. Сейчас сотрудничество из-за текущей ситуации немного подвисло, но мы все равно хотим это выпустить. Продолжаем выпускать наш проект «История на ночь» вместе с Расулом Чабдаровым. Также я продолжаю быть участником проекта «Stand Up» на ТНТ.
А что с шоу "Игра"? Масляков назвал проект "телемародерством", а кто-то и вовсе окрестил его убийцей КВНа. Ждать ли нам продолжения?
Скажу честно, к Маслякову о отношусь точно также, как и к Прилучному. "Телемародерство" и особенно "убийство КВН" – это довольно забавно звучит. КВН давно выстрелил себе сначала в колено, а потом и в голову. А тут ребята реально сделали новое классное шоу. Это проект, который меня очень сильно вдохновил и зажег меня. По поводу перспектив и продолжения шоу пока ничего не могу сказать.
Зрителям тоже понравилось.
Да, кажется, довольно позитивный был отклик. Я не слышал ничего негативного, кроме слов Маслякова.
Есть в планах проект, до которого никак не доберешься?
У меня давно лежит большой материал, основанный на истории моей прабабушки. И она про трагическую судьбу прадедушки, с расстрелами и репрессиями. Мне бы хотелось сделать некий срез, репрезентовать историю репрессированных людей с помощью их потомков, которые стали частью современного независимого Казахстана. Второй момент – ситуация, связанная с Усть-Каменогорском, с экологией моего родного города.
То есть, ты хочешь затронуть важные темы посредством юмора?
Я считаю, что это самое классное, что можно сделать. Ты остаешься нейтральным, рассказываешь о проблеме, а люди сами делают выбор. Важно отказаться от белого и черного. Если мое выступление привлечет внимание к проблеме и как-то повлияет или изменит жизнь в Восточном Казахстане, я буду очень счастлив.
Заглянем ненадолго в будущее. Если однажды твой сын захочет быть стендап-комиком, что ты ему скажешь?
Я пожелаю ему удачи. Я хочу, чтобы мои дети занимались тем, что делает их счастливыми. Потому что мой отец именно это мне и советовал.
На старости лет где и кем себя видишь?
Не знаю, старость мне хотелось бы встретить в окружении любимых людей. Компания решает больше, чем место. В этом я уверен. Поэтому неважно где ты, главное с кем.
Автор: Ольга Знаменская
Фотограф: Андрей Никольский @anikolskiy
Продюсеры съёмки:
Эльмира Колмакова @elleyko
Альберт Степченко @albert.stepchenko
Ирина Виноградова @photoirinavi
Стилист Софья Степанова @sssophien
Визажист Юсифова Альбина @alba.u.makeup
Постпродакшн Анна Симанчук @as_retoucher
Backstage:
Продакшн-директор @abuzarova_rezeda
Продюсер @guzelya__sabitova
Оператор/монтажёр @albert.stepchenko
Оператор/монтажёр @rakhxat