Во вторник в Турине начнется “Евровидение-2022”, противоречивый, часто пошлый и смешной, последние 20 лет инструментально-политический и где-то талантливый конкурс песен. О том, какие краски 66-му смотру музыкальных европредпочтений придал военный конфликт на востоке этой части света, рассуждает Роман Райфельд.

Евровойна? Нет, "Евровидение": как ситуация в мире скажется на конкурсе
Источник фото

Мне приходилось несколько лет комментировать этот конкурс для казахского ТВ. Оставлю в стороне все, что думаю о телешоу. Отмечу лишь, что сделано оно высокопрофессионально и иногда в нем, если не побеждают, то участвуют вполне голосистые артисты с крепкими песнями и любопытными номерами. В частности, это касается русских и украинцев.

Немного истории песенной войны двух стран, ставшей в той или иной степени прологом войны настоящей. Главным участником процесса здесь является Европейский вещательный союз (ЕВС), который и принимает решения в соответствии со своими политическими интересами. Просто примите это к сведению без слюней и соплей, даже если у вас жовто-блакитная аватарка или невидимый ватник на теле.

Далекий 2009-ый… От России в конкурсе принимает участие родившаяся в Киеве заслуженная артистка Украины Анастасия Приходько. Настя победила в очередной российской “Фабрике”, и продюсер Константин Меладзе как мог продавил ее участие в “Евровидении” именно от своей РФ. Факт: певица участвовала в украинском отборе в тот год, но проиграла, после этого ее и предложили как представительницу соседней державы. Добавлю: вокалистка после этого еще дважды участвовала в украинских отборах на конкурс, но всякий раз оказывалась за бортом.

На сцене “Олимпийского” (конкурс проводился тогда в Москве после победы Д. Билана в 2008 с песней “Believe” — помните, там еще Плющенко на сцене катался?) Настя исполнила шикарную песню “Мамо” на двух языках: русском и украинском. Это было ее условие, и его приняли. Песенный триумф русско-украинской дружбы, который сегодня без слез и вспоминать нельзя. Специально даю тут ссылку на видео, потому что потрясающий эффект крепкой песни Меладзе многократно усиливается достойным и технологичным сценографическим решением, что состаривает Приходько до возраста 70 лет прямо на ваших глазах.

https://www.youtube.com/watch?v=vxZGknFxE58

Тем не менее, 11 место. Европа песни не оценила. Обе страны тогда были ей не особо интересны. Посмотрим на историю участия России (1994-2022 гг.) в конкурсе. Побеждала 1 раз, несколько лет не участвовала по разным причинам — но это дело обычное на “Е-видении”. В 1998, к примеру, ее не допустили из-за плохого результата Аллы Борисовны (1997, 15-е место). В 1999 поставили в угол — отстранили от участия за отказ транслировать “Е-видение-98”, в котором страна не участвовала. Еще был 2017 — опять скандал, уже из-за Украины. РФ должна была представлять Юлия Самойлова, но въезд в Киев (конкурс проходил там) ей запретили из-за выступления артистки в Крыму.

Ну и, понятное дело, РФ забанили в 2022. Последний случай развивался так. 24 февраля случилось сами знаете что, в тот же день ЕВС (по инициативе украинских вещателей) рассмотрел вопрос о прекращении членства двух российских телеканалов. Поясню: без членства в ЕВС или Евросоюзе участвовать в “Е-видении” невозможно, собственно это поясняет и НЕучастие Казахстана в этом шоу. 25 февраля потребовали отстранить Россию от участия все страны Балтии, и все скандинавы, кроме Швеции. В тот же день РФ дисквалифицировали, пояснив, что участие страны в песенном состязании может нанести ущерб репутации конкурса. 26 февраля, как наш ответ Керзону, оба русских канала вышли из ЕВС. 1 марта ЕВС подтвердил исключение России из организации.

Но это не все скандалы на “Евровидении-2022”, связанные с двумя государствами. В середине февраля Украина обьявила о завершении своего национального отбора и что представлять ее в Италии будет рэперша с крайнего запада страны, глубокая и мощная артистка, финалистка “X-фактора” Алина Паш. Но, спустя несколько дней в украинских СМИ всплыла история о том, что певица посещала запретный полуостров. Есть юридическая тонкость: с территории Украины украинцам в Крым можно, а вот из РФ — нельзя. В общем украинский “Перший” телеканал провел расследование и косвенно доказал, что Алина попала в Крым не оттуда, откуда дозволено. И в результате еще до начала боевых действий между странами Паш под давлением была вынуждена снять свою кандидатуру.

https://www.youtube.com/watch?v=rz6aQLKyBHc

Так представлять страну на итальянской сцене стал занявший второе место в национальном отборе Kalush Orchestra, сайд-проект популярной хип-хоп группы “Калуш”, чей лидер родом из ивано-франковских краев. Думаю, только чудо может уберечь несущий гуцульские национальные ценности заводной коллектив от победы с песней-воспоминанием о матери. “Стефания”, кстати, достойна победы, вполне: бодрая, современная, аутентичная, с трогающим душу текстом и модным битком. Жаль, победит она не из-за этих качеств, а по политическим, угодным ЕВС мотивам.

https://www.youtube.com/watch?v=UiEGVYOruLk

Россия 8 раз входила в тройку лидеров “Е-видения”, побеждала единожды, кстати, на втором месте в тот год была Украина (Ани Лорак). Украина участвует в конкурсе с 2002, побеждала дважды, в тройке лидеров была трижды. Первая победа был вполне достойной и честной — Руслана, если кто помнит, украинская Шакира с “Wild Dances”. Простим ей абы как слепленный английский текст, песня заводит и звучит — это главное. А вот второй раз уже был чистой воды конъюнктурой: Джамала в 2016 году выиграла с композицией “1944” об изгнании татар из Крыма — привет Сталину. По иронии, украинская Википедия как-то обходит стороной негативную позицию самих крымских татар, за которых переживала певица, в связи с итогами референдума 91 года и преобразованием Крымской области в Крымскую АССР в составе УССР. Позднее ее переименовали в Республику Крым, а в 1994 — в Автономную Республику Крым в составе Украины. Но вернемся к конкурсу.

В 2017 году Украина отказалась от участия в нем, мотивировав это экономическим и политическим кризисом в стране: последствия “Евромайдана”. В 2019  — по внутренним причинам ВСЕ занявшие верхние места национального отбора коллективы и артисты (включая победительницу Maruv) от участия отказались. Сами, как сообщали в СМИ. По факту же их “отказали” украинские власти, т.к. все они выступали с концертами в России. Рекомендую почитать аналитику “Голоса Америки” на их сайте на эту тему. Процитирую лишь кусочек. “Политолог Юрий Романенко: «…весь дебилизм нашего государства, вся его немощь, вся его квотность, вся его «принципиальность» – когда от певцов требуют не ездить в Россию, а с другой стороны – контрабандные схемы для поставок по завышенным ценам в украинскую армию старых запчастей для танков и бронетехники – вот это все в этом казусе Maruv во всей красе проявилось.» Шел 2019 год.

https://www.youtube.com/watch?v=po5NQ4OzzzI

После пандемичной отмены конкурса он вернулся в 21-м году. Наступил 2022-ой. Первый украинский канал не будет транслировать телешоу, т.к. по нему круглосуточно показывают войну. Угадайте, за какую страну в мирные годы больше всего голосовали украинские телезрители и жюри? К слову, эта же страна входит в десятку голосовавших наиболее рьяно за украинских участников. Девиз европейского песенного состязания этого года, организованного когда-то, чтобы сплотить страны Европы после Второй мировой — “Звук красоты”. Девиз такой же лицемерный, как и сам конкурс, и ЕВС, его проводящий. О какой красоте может идти речь, если в Европе война? И я уже даже не знаю, от чего больнее, что печалит сильнее: то, что все эти годы вытворяют такие бюрократические международные организации-манипуляторы, пропаганда властей обеих конфликтующих стран или собственно военное месилово двух некогда сердцами друживших народов.

В любом случае “Евровидение” с его 40 участниками этого года — никак не праздник песни, не шоу единения, а просто дорогой телемузыкальный мессенджер. И сообщение его далеко не про доброту, мир, звуки и красоту.

__________________________________

Автор: Роман Райфельд

Поделиться: