Я работал в Москве с пивом последние 4 года и однажды мой ментор (Вячеслав Ланкин), позвонил и сказал, что компания AB Restaurants ищет пивного эксперта. Я познакомился с территориальным директором компании, договорился о работе, привез с собой жену, которая кстати тоже работает в AB Restaurants, и переехал.

Мы с AB Restaurants не нашли общий язык. Я готов делать продукт, к которому пока не готова компания. На этом наше сотрудничество и закончилось, сейчас я помогаю с запуском проекту Kraftwerk/Taproom & Kitchen.

Сюда приезжал до меня уже не один человек, который разбирается в пиве. Пиво есть, люди, которые пьют пиво есть, просто пока нет общей осознанности, и понимания, что такое пиво. Очень мало кто понимает, что это очень интересный (сложный) продукт, что у него есть история и культура.

Культура алкоголя в Казахстане растет, потому что сейчас люди очень много вкладывают в коктейльные мероприятия и привозят очень много топовых барменов, моя жена, например, входит в топ-3 барледи Европы.

Планы меняются в зависимости от того как складывается жизнь, на самом деле, я бы здесь остался и подольше, но, на данный момент, не вижу смысла. Пока я планирую, что уеду дальше ставить свой бизнес в моем городе, который я понимаю, – Москве.

Но я не хочу, чтобы казалось будто здесь я вижу сплошные проблемы. В Москве их тоже полно, какое-то время я жил в Барселоне, и там тоже есть свои какие-то загвоздки. Проблемы есть везде, если вы ищите проблему, вы найдете проблему. Если вы ищите счастье, вы найдете счастье.

Пока не у всех есть общее видение как выстроить общую схему работы ресторана, как объяснить людям, что за концепт вы предоставляете, что от него ждать, у людей не у всех есть понимание, что для этого нужно. Но это проблемы рынка, он очень молодой, он пока даже не растет, а только начинает создаваться.

Я был в Алматы, Астане и Караганде. Астанчане и карагандинцы показались мне более закрытыми ребятами, такими более холодными, а Алматы – это абсолютно европейский город, да и очень дружелюбный.

Я прихожу помогать людям с развитием их ресторанов и они спрашивают: «Мы работаем полгода, где наши деньги?» Все, что я могу на такое ответить: «Рановато вы о таком думаете, ребята, нужно время, терпение».

Я работаю по большей части с крафтовым пивом и иногда публика просто не понимает почему они должны отдать 4-5 тысяч тенге за бутылку пива, с этим надо работать, и с людьми, и с теми, кто предлагает продукт. Это сложный продукт, у него своя специфика. Я думаю, что если все будет хорошо, то через два-три года вырастет понимание крафтового пива как продукта.

Продукт дорогой во-первых потому, что там очень дорогие ингредиенты, а во-вторых, потому что в Казахстане его пока никто не варит (логистика тоже накладывает отпечаток). А даже если и будет варить, то ингредиенты будут обходиться еще дороже, чем они стоят в Европе или в Америке, цены на качественный американский или, например, австралийский хмель жутко высокие. Да и технически этот продукт не простой, там огромные энергозатраты (в случае с выдержанным пивом). Поэтому хорошое, качественное крафтовое пиво не может стоить дешево, из-за маленьких объемов, высокого качества продукта и технологии изготовления.

Отличительной чертой алматинцев является дружелюбие, особенно мне нравится видеть дружбу народов. В Москве все не так (хорошо), она жестче, там живут люди-снобы.

Сходства между Казахстаном и Россией начинают потихоньку уходить; также как уходят старые поколения, уходят и старые устои. Я вижу, что растет национальное самосознание, самобытность, это видно даже мне, при том, что я живу здесь недавно.

Все распознается исключительно по вашему вкусу, что для вас хорошо – то и есть хорошо. Есть конечно стандарты качества, но они существуют для профессионалов , а не потребителей. Потребитель должен опираться только на свои вкусовые ощущения. Это относится в принципе ко всему в этой жизни, не только к алкоголю.

Единственная причина, которая держит меня в Алматы всегда – это горы. Каждый раз когда что-то идет не так, я смотрю в окно, вижу горы и говорю “Остынь, чувак, все хорошо”.

Я бы хотел, чтобы люди больше увлекались не только питьем пива, но и продуктом, чтобы они начинали понимать чем уникален тот или иной напиток. Наше понимание продукта всегда является зеркальным отображением нашего качество жизни.

В рамках проекта Kraftwerk я буду делать открытые варки, мы будем собирать всех домашних пивоваров, ставить оборудование и варить пиво. Я не преследую каких-то материальных целей, просто я болею своим продуктом и не могу, да и не хочу, жить в мире, в котором о нем не знают или не понимают его ценность.


Записала Сафия Садыр

Фотограф Андрей Хлудеев

Поделиться: