В историческом центре Рима, в величественном Палаццо Бонапарте, открылась уникальная и самая крупная на сегодняшний день выставка работ Фернандо Ботеро (1932-2023 года).
Итальянская экспозиция – это дань памяти великому колумбийскому художнику и скульптору, для которого Италия стала второй родиной. Выставка, организованная при активном участии детей мастера, Фернандо, Лины и Хуана Карлоса Ботеро, стала воплощением давней мечты их отца.
К римской экспозиции организаторы подготовились весьма основательно. «Прогрев» аудитории состоялся еще минувшим летом, когда площади и улицы «вечного города», как по мановению волшебной палочки, превратились в музей под открытым небом. В римскую повседневную действительность филигранно интегрировались сразу восемь работ Ботеро, каждая из которых исчисляется тоннами.
Хотя впечатляющие бронзовые творения мастера уже выставлялись в парках и на улицах различных европейских и латиноамериканских городов, в Риме они оказались, как ни странно, впервые. Чтобы погрузить жителей «вечного города» и туристов в прекрасный мир «ботеризма» и выразительного фигуративизма, авторы проекта создали специальный маршрут, который начинался в парке Вилла Боргезе, где скульптура «Лежащей женщины» взирала на купол собора Святого Петра с высоты террасы Пинчо, а неподалеку от нее находилась «Спящая Венера». Величественная «Кошка» нашла пристанище возле базилики Сан-Лоренцо-ин-Лучина. На площади Пьяцца дель Пополо были установлены скульптуры «Адама и Евы», обращенные лицом друг к другу. «Лошадь с уздой» разместилась на главной торговой улице Рима – Виа дель Корсо, а завершала маршрут «Сидящая женщина» возле Площади Испании.
Как точно подмечают местные эксперты, каждая скульптура в исполнении Ботеро демонстрирует виртуозное владение материалом. Бронзовые поверхности отполированы до блеска в определенных местах, что создает игру света и тени, оживляя массивные формы. Ботеро уделял особое внимание деталям: складкам одежды, выражениям лиц, изгибам тел – все это придает его работам особую выразительность и привлекает внимание публики по всему миру, поэтому неудивительно, что и искушенная римская аудитория не стала исключением.
Не секрет, что скульптуры Ботеро отличаются удивительной интерактивностью. Римляне и гости итальянской столицы на протяжении нескольких месяцев, вплоть до октября, с удовольствием фотографировались рядом с ними, дети беззаботно играли вокруг них, превращая произведения искусства в живую часть городского пространства. Именно такого эффекта всегда добивался автор, стремясь сделать искусство доступным для всех.
Параллельно c уличной экспозицией в сентябре 2024 года, ровно через год после ухода из жизни легендарного Фернандо Ботеро, римский Палаццо Бонапарте распахнул свои двери для беспрецедентной выставки работ мастера, в которой отражена его 60-летняя творческая деятельность. Эта экспозиция стала самой обширной из всех, когда-либо были посвященных творчеству колумбийского гения.
После ухода мастера в сентябре 2023 года его дети решили организовать масштабную выставку именно в Италии, зная, как много значила эта страна для их отца.
«Отец всегда возвращался в Италию, физически или в своих работах. Для него она была не просто страна искусства, а место, где его душа чувствовала себя дома», – рассказала во время пресс-конференции, посвященной открытию римской экспозиции, дочь мастера Лина Ботеро.
Связь Фернандо Ботеро с Италией началась в далеком 1953 году, когда молодой художник впервые приехал во Флоренцию изучать искусство старых мастеров. Именно здесь, в колыбели Ренессанса, сформировался его уникальный стиль, вдохновленный монументальностью итальянской живописи. Ботеро часто говорил:
«В Италии я научился видеть искусство по-новому. Здесь я понял, что живопись – это не просто отражение реальности, а создание новой реальности на холсте».
По словам Лины Ботеро, выбор организаторов пал на Палаццо Бонапарте неслучайно. Этот исторический дворец, расположенный в двух шагах от Площади Венеции, олицетворяет ту классическую красоту, которую так ценил Ботеро. Величественные залы палаццо создают идеальное обрамление для монументальных работ художника.
«В последние годы жизни папа часто вспоминал свои первые дни в Италии, как он часами просиживал в галерее Уффици, изучая работы мастеров. Он всегда говорил, что настоящее искусство вне времени, и я думаю, что эта выставка – лучшее тому доказательство. Посетители этой уникальной экспозиции смогут увидеть не только его работы, но и прочувствовать ту особую связь, которая соединяла его с итальянской культурой», - отметила Лина Ботеро.
В залах римского дворца разместились более 120 работ, отражающих 60-летний творческий путь художника. Экспозиция, разделенная на 11 секций, отражает все грани таланта Ботеро, которые отражены в живописных полотнах и изящных акварелях, в выразительных рисунках углем и монументальных скульптурах. В Риме представлены как ранние работы художника, так и его последние творения, включая серию акварелей, созданных незадолго до кончины маэстро. Визитной карточкой выставки стала картина «Балерина в цирке» (1980 год), в которой соединились грация и монументальность.
Все эти сочные и позитивные произведения объединены характерным для художника стилем – изображением объемных фигур с округлыми формами. Через свои работы Ботеро приглашает зрителей в свой удивительный художественный мир, где оживают образы Латинской Америки, кружится волшебный цирк, переплетаются религиозные сюжеты и античные мифы. Каждое произведение пропитано особым мировидением мастера, его неповторимым стилем и глубоким пониманием культуры, которое во многом сформировалось благодаря влиянию итальянских художников.
«В Италии, в 20-летнем возрасте Фернандо впервые столкнулся с шедеврами итальянского Возрождения, с массивными формами и необыкновенные цветами, которые использовали Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло и Мазаччо. Именно на Апеннинах его восприятие искусства претерпело колоссальные изменения. Делая первые шаги в творчестве, Ботеро бессознательно тянулся к объему, но он понимал его трансцендентность в искусстве, изучая мастеров итальянского кватроченто», - пояснила куратор выставки Кристина Каррилло де Альборноц.
Каждый зал экспозиции организован тематически, что позволяет проследить развитие различных мотивов в творчестве художника. Но практически в каждом из них прослеживается глубокая связь творчества Ботеро с итальянской культурой. Его характерные «объемные» фигуры перекликаются с монументальностью фресок Джотто, а яркие цвета напоминают о венецианской школе живописи. Даже в его натюрмортах чувствуется влияние итальянского барокко. Уважение к Италии отчетливо считывается и в интерпретации классики в портретах: «После Пьеро делла Франческа» (1998 год), а также «Версия Моны Лизы» (1978 год), а также в воссозданных им религиозных сюжетах в картинах: «Мадонна с младенцем» (1967 год) и «Тайная вечеря» (1982 год).
Огромную ценность экспозиции придают уникальные произведения, которые публика увидела впервые. К этой категории относится ранее не выставленная картина, которая считалась потерянной, «Посвящение Мантенье» (1958 год), а также портрет «Менина. После Веласкеса» (1978 год).
Ретроспектива работ Фернандо Ботеро в Палаццо Бонапарте будет открыта до 19 января 2025 года.
Нива Миракян