Постхоррор, снятый продюсерской компанией Tiger Films и режиссером Адильханом Ержановым будет представлять Казахстан в номинации «Лучший международный полнометражный фильм» (Best International Feature Film) на предстоящей премии Американской киноакадемии 2026 года. Фильм был отобран Оскаровским комитетом Казахстана.
Абай Абельдинов, председатель правления ОО «Союз кинематографистов Казахстана»: «В этом году из восьми поступивших заявок выбор Комитета пал на фильм «Кадет» режиссера Адильхана Ержанова. Считаю выбор достойным. Члены Оскаровского комитета – это лучшие и опытные кинематографисты страны. В этом году в состав Комитета вошли представители общественных организаций – Национальная академия кинематографических искусств и наук, а также Лиги кинематографистов Казахстана. Ими была проведена большая работа. Далее предстоит следующий этап – продвижение фильма в соответствии с требованиями и регламентом Американской киноакадемии. Мы надеемся на успех и желаем фильму «Кадет» легкого и успешного пути».
За плечами фильма участие в престижных азиатских и европейских киносмотрах. Так, мировая премьера фильма «Кадет» состоялась осенью 2024 году на 37-м Токийском кинофестивале. В феврале 2025 года картину успели оценить европейские зрители, показ которой прошел в рамках 75-го Берлинского международного кинофестиваля, где «Кадет» участвовал в секции Forum. В казахстанских кинотеатрах фильм появился в январе текущего года.
Фильм снискал положительные отзывы как у зрителей, так и профессионалов сферы. Оскароносный режиссер Альфонсо Куарон назвал «Кадет» впечатляющим хоррором. «…это один из тех редких фильмов, в которых виден ясный взгляд зрелого автора, который через историю ужасов выражает всеобщие проблемы. Но в то же время очень конкретный, в фильме о своей стране и патриархальном строе, ни разу не проповедуя и не назидая», — признался создатель «Гравитации» и «Лабиринта Фавна» в интервью итальянскому изданию.
История фильма «Кадет» посвящена матери, чей сын претерпевает сильные изменения после того, как становится учеником военной школы. Убийства, одно за другим происходящие в стенах заведения, указывают на то, что их совершил именно ее сын. По словам создателей, фильм «снят в духе постхоррора. Без скримеров, про монстров, но не настоящих, а про тех, что больше в душе человека» (Адильхан Ержанов).