Фономания и фонофобия

A
adminPMG
16 октября 2016

Директор радио Classic Раушан Джуманиязова пишет о том, как появилась фоновая музыка и как с ее помощью можно манипулировать нашими желаниями. Фономания и фонофобия 1
Когда ветхозаветные пророки хотели особенно ярко изобразить гибель какого-нибудь города, они предрекали, что там замолкнет мельница и не слышно будет пения виноградаря К.Бюхер
Нас окружают звуки. В рабочем офисе, дома, в машине, магазине и ресторане – почти все мы можем и делаем с музыкой. Нас развлекают музыкой, даже если мы ее не заказывали, даже если мы ее не хотим. «Фоновая» музыка преследует нас, и порой это превращается в психологическое насилие. Эти звуки, имитирующие гармонию, не так безобидны, как кажется. Такую музыку еще называют «маркетинговой», серьезно изучая ее воздействие на массы. Считается, что она способна заставить нас более легко, и даже с удовольствием, расстаться с деньгами в магазине, не обратить внимания на цифры в меню ресторана, снизить страх в скоростном лифте. Функциональная музыка имеет конкретное, выражаемое в цифрах практическое значение, и, называя вещи своими именами, можно говорить о манипуляции. Началась эта история в начале ХХ века, а уже в 1934 году на рынке появился продукт «Музак», целью которого стала продажа фоновой музыки. Сначала это была просто музыка для лифтов, потом она зазвучала в ресторанах и отелях, и вот уже вы могли купить музыку для повышения производительности труда, даже термин придумали – «прогрессивная стимуляция». Описание этой компании впечатляет: «Музак вложил значительные инвестиции в научные исследования по влиянию музыки, подключил специалистов по звуковой архитектуре». Это было военное время, заводы стремились повышать производительность труда любой ценой – даже ценой промывки мозгов своих рабочих. Но я бы не спешила с осуждением – разве мы сегодня не делаем то же самое? Многочисленные гаджеты предусматривают возможность индивидуальных музыкальных библиотек для всех и каждого в отдельности. Эти личные подборки – бесценный материал для психологов и социологов. Загляните в плей-лист своих друзей – узнаете о них много нового. Кстати, такой вариант знакомства с человеком – один из самых безошибочных и полноценных. Фоновую музыку в наши дни предлагают огромное количество компаний. Подходят к вопросу они, конечно, гораздо проще, без научных амбиций. Основная задача – создать у клиентов и потребителей расслабленное состояние, удерживая их в конкретном месте. Создатели незамысловатых мелодий не пытаются контролировать мышление (скорее всего для этого просто не хватает компетенции), они просто создают музыку, влияющую на восприятие продукта. Эта индустрия дает существенный бонус: легализацию звучащего пространства, что для наших кинотеатров, магазинов, ресторанов весьма актуально. Фоновая музыка стала почти обязательным, а иногда и приятным элементом сервиса. Так, заведения, претендующие на элитарность, стараются включать классическую музыку, делают ее «фонодизайном». Часто классику можно услышать на светских приемах. И тут стоит признать, что это тоже маркетинг. Классика создает в пространстве особую атмосферу, ученые считают, что мы, слушая ее, невольно ищем и другие подтверждения этой особенности – в качестве продукта, в статусе людей, красоте интерьера. Такая свобода обращения с музыкой вызывает противоречивые чувства. Можно все списать на эпоху постмодернизма, можно приветствовать такой подвижный статус музыки, можно радоваться росту меломанов или… убиваться из-за обесценивания шедевров. Столь важная роль, отведенная музыке в современной индустрии потребления, неслучайна. На самом деле ничто – ни сила, ни страх, ни власть, ни деньги – не обладают таким влиянием на человека, как музыка. И это влияние может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус» – любой мощный инструмент легко превратить в оружие. Я, например, совсем не против звучания классической музыки в роддомах. Но в дамской комнате роскошного отеля это кажется излишеством. Мы сами – создатели саундтреков своей жизни. Этот саундтрек способен сформировать модель жизни успешную или протестную, гармоничную или агрессивную. Ваш плей-лист может включать разную музыку: одну мы слушаем в дороге (по статистике это 55% людей), другую во время тренировок (60%) или домашней уборки (47%), третью – когда работаем. Фоновой музыкой с равным успехом могут оказаться и ноктюрн Шопена, и последний хит от Рианны. Выбор за нами. Это мы, и никто иной, обозначаем свое звучащее пространство, маркируем его. Главное, чтобы этот выбор был сознательным, а не навязанным – музыка слишком ценный, я бы сказала, высший продукт цивилизации, чтобы служить орудием манипуляции, создавая «приверженность бренду», стимулируя покупательную активность, вуалируя коммерческие интересы эстетически притягательными формами. Хотелось бы, чтобы такой маркетинговой музыки было меньше, потому что я сама хочу принимать решения, потому что она (не привлекая внимания) убивает творчество.
Директор радио Classic Раушан Джуманиязова   Источник фото
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше