Фономания и фонофобия

Директор радио Classic Раушан Джуманиязова пишет о том, как появилась фоновая музыка и как с ее помощью можно манипулировать нашими желаниями.

Фономания и фонофобия 1

Когда ветхозаветные пророки хотели особенно ярко

изобразить гибель какого-нибудь города, они предрекали,

что там замолкнет мельница и не слышно будет пения виноградаря

К.Бюхер

Нас окружают звуки. В рабочем офисе, дома, в машине, магазине и ресторане – почти все мы можем и делаем с музыкой. Нас развлекают музыкой, даже если мы ее не заказывали, даже если мы ее не хотим. «Фоновая» музыка преследует нас, и порой это превращается в психологическое насилие. Эти звуки, имитирующие гармонию, не так безобидны, как кажется.

Такую музыку еще называют «маркетинговой», серьезно изучая ее воздействие на массы. Считается, что она способна заставить нас более легко, и даже с удовольствием, расстаться с деньгами в магазине, не обратить внимания на цифры в меню ресторана, снизить страх в скоростном лифте. Функциональная музыка имеет конкретное, выражаемое в цифрах практическое значение, и, называя вещи своими именами, можно говорить о манипуляции.

Началась эта история в начале ХХ века, а уже в 1934 году на рынке появился продукт «Музак», целью которого стала продажа фоновой музыки. Сначала это была просто музыка для лифтов, потом она зазвучала в ресторанах и отелях, и вот уже вы могли купить музыку для повышения производительности труда, даже термин придумали – «прогрессивная стимуляция». Описание этой компании впечатляет: «Музак вложил значительные инвестиции в научные исследования по влиянию музыки, подключил специалистов по звуковой архитектуре». Это было военное время, заводы стремились повышать производительность труда любой ценой – даже ценой промывки мозгов своих рабочих.

Но я бы не спешила с осуждением – разве мы сегодня не делаем то же самое? Многочисленные гаджеты предусматривают возможность индивидуальных музыкальных библиотек для всех и каждого в отдельности. Эти личные подборки – бесценный материал для психологов и социологов. Загляните в плей-лист своих друзей – узнаете о них много нового. Кстати, такой вариант знакомства с человеком – один из самых безошибочных и полноценных.

Фоновую музыку в наши дни предлагают огромное количество компаний. Подходят к вопросу они, конечно, гораздо проще, без научных амбиций. Основная задача – создать у клиентов и потребителей расслабленное состояние, удерживая их в конкретном месте. Создатели незамысловатых мелодий не пытаются контролировать мышление (скорее всего для этого просто не хватает компетенции), они просто создают музыку, влияющую на восприятие продукта.

Эта индустрия дает существенный бонус: легализацию звучащего пространства, что для наших кинотеатров, магазинов, ресторанов весьма актуально. Фоновая музыка стала почти обязательным, а иногда и приятным элементом сервиса.

Так, заведения, претендующие на элитарность, стараются включать классическую музыку, делают ее «фонодизайном». Часто классику можно услышать на светских приемах. И тут стоит признать, что это тоже маркетинг. Классика создает в пространстве особую атмосферу, ученые считают, что мы, слушая ее, невольно ищем и другие подтверждения этой особенности – в качестве продукта, в статусе людей, красоте интерьера. Такая свобода обращения с музыкой вызывает противоречивые чувства. Можно все списать на эпоху постмодернизма, можно приветствовать такой подвижный статус музыки, можно радоваться росту меломанов или… убиваться из-за обесценивания шедевров.

Столь важная роль, отведенная музыке в современной индустрии потребления, неслучайна. На самом деле ничто – ни сила, ни страх, ни власть, ни деньги – не обладают таким влиянием на человека, как музыка. И это влияние может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус» – любой мощный инструмент легко превратить в оружие. Я, например, совсем не против звучания классической музыки в роддомах. Но в дамской комнате роскошного отеля это кажется излишеством.

Мы сами – создатели саундтреков своей жизни. Этот саундтрек способен сформировать модель жизни успешную или протестную, гармоничную или агрессивную. Ваш плей-лист может включать разную музыку: одну мы слушаем в дороге (по статистике это 55% людей), другую во время тренировок (60%) или домашней уборки (47%), третью – когда работаем. Фоновой музыкой с равным успехом могут оказаться и ноктюрн Шопена, и последний хит от Рианны. Выбор за нами. Это мы, и никто иной, обозначаем свое звучащее пространство, маркируем его.

Главное, чтобы этот выбор был сознательным, а не навязанным – музыка слишком ценный, я бы сказала, высший продукт цивилизации, чтобы служить орудием манипуляции, создавая «приверженность бренду», стимулируя покупательную активность, вуалируя коммерческие интересы эстетически притягательными формами. Хотелось бы, чтобы такой маркетинговой музыки было меньше, потому что я сама хочу принимать решения, потому что она (не привлекая внимания) убивает творчество.


Директор радио Classic Раушан Джуманиязова

 

Источник фото