Российский путешественник, историк и критик современного искусства Андрей Фоменко рассказал Esquire об экспедициях по Западному Казахстану и показал, что получается из сочетания географии, археологии, скульптуры, живописи и фотографии.

Андрей Фоменко

Фактурные черно-белые снимки Мангышлака, сделанные Андреем Фоменко аналоговой камерой Pentax на узкую (35 мм) негативную пленку с последующей ручной серебряно-желатиновой печатью, завораживают, будто перенося зрителя в бесцветный космос полуострова.

Мангышлак и Устюрт Фоменко

Приверженность Андрея этой старомодной технике объясняется прежде всего эстетическими причинами. По его словам, «фотография, снятая на пленку, обладает особой фактурой, которая словно приобщает ее к материальности самих вещей». Кроме того, такой способ съемки согласуется с характером походов, во время которых эти фотографии создавались. До мест, изображенных на них — сора Тузбаир и урочища Босжира, горы Шеркала и «долины замков» Айракты-Шомонай, долины конкреций и каньона Капамсай, скальных мечетей Шакпак-Ата и Султанапе, могильников Кулламбет и Шилкыз, — он добирался в основном пешком.

Андрей Фоменко

Фотография для профессора Санкт-Петербургского государственного университета даже не хобби, а скорее осуществление детских мечтаний о путешествиях в духе Робинзона Крузо. «Детские фантазии имеют свойство сбываться — не буквально, конечно, но довольно близко к первоисточнику. Воплощением моей стал сор Тузбаир у западного чинка Устюрта.

Это место было одной из главных моих целей во время поездки на Мангышлак в мае 2017 года. Мои планы были поистине наполеоновскими: я планировал обойти с рюкзаком чуть ли не весь огромный полуостров, во всяком случае его казахстанскую часть. Западный чинк, то есть обрыв, плато Устюрт в особенности привлекал меня своими марсианскими ландшафтами — причудливыми останцами (изолированными участками плато, которые остались после разрушения окружающей, менее устойчивой породы), меловыми горами и огромными сорами — мелководными солончаками. Сор Тузбаир — один из них.

Андрей Фоменко фотографии

В мае поверхность плато Устюрт в районе западного чинка представляет собой однообразную сухую степь. Изредка встречаются остатки каменных сооружений — древние могильники или более современные конструкции. Пару раз, сверившись с навигатором, я выяснял, что незаметно для себя сбился с пути и иду в противоположном направлении — так мало ориентиров вокруг. Но, выйдя к краю плато, я рассмеялся от удивления и счастья: настолько неправдоподобным был открывшийся вид».

Мангышлак и Устюрт

По собственному признанию, столь же сильных эмоций, как от контакта с природой, Андрей не испытывает больше ни от чего, но при этом он не задает никаких посылов зрителю, просто фотографирует, что получится: «Природа не знает ни мажорного настроения, ни минорного. Она равнодушна, и я надеюсь, что эта интонация сохранилась». 

Естественная история. Глава первая: Мангышлак и Устюрт

Естественная история. Глава первая: Мангышлак и Устюрт


Увидеть работы Андрея Фоменко вживую и в полном объеме можно в Esentai Gallery вплоть до 6 августа 2019 года. Вход на экспозицию традиционно бесплатный и доступен всем посетителям молла.

Поделиться: