Майя Акишева: «Фраза «братан, это моя жена» служит индульгенцией для насилия»


За последние несколько дней казахстанское медиапространство буквально взорвали несколько новостей, связанных с насилием. Здесь и убийство Салтанат Нукеновой, и изнасилование в кабинете начальника полиции Талдыкоргана… Многие задаются вопросом о том, о скольких случаях мы просто не знаем. Казахстанский журналист и сторителлер Майа Акишева тему насилия в своих материалах и на страницах соцсетей поднимает не первый раз. Не осталась она в стороне и сейчас.

Источник фото

Я слышала мнение, что при криминализация бытового насилия заявлять о насилии женщины будут реже, чем когда СБН регулируется адмкодексом, опасаясь мести со стороны интимного партнера и его родственников, ужесточения насилия, а также переживая сомнения – не уят ли сажать отца своих детей.

С другой стороны, видела откликнувшееся лично у меня мнение: если все поголовно научились пристегиваться ремнем в авто, страшась штрафов, есть же шанс, что люди перестанут чувствовать себя безнаказанными, когда перед ними встанет реальный риск сесть в тюрьму? Ну почему все эти садисты как под копирку истязают жен, преследуют бывших жен - не потому ли, что знают – «мне ничего не будет, отмажусь, за это не сажают»?

Пока читала поток сообщений, сторис и постов в эти дни, получила для себя инсайты. Это всегда витает в воздухе, но я хочу заострить на них внимание.

1. Фраза «братан, это моя жена» служит индульгенцией для насилия. Ее используют даже незнакомцы, которые нападают на женщин на улицах (!), когда хотят быть уверенными – за женщину никто не вступится. Выходит, что в Казахстане женщина, выходя замуж, словно теряет свою принадлежность к людям и превращается в «жену», некое существо, на которое не распространяется право и законы, действующие на человека, которое можно ломать, «учить жизни», убивать, подвергать психологическому насилию без последствий для себя.

2. Распространенное выражение «разведёнка с прицепом», где, опять же, нет человечности ни по отношению к женщине, ни по отношению к детям, есть только низведение женщины до функции, роли по отношению к мужчине, пусть даже бывшему, – иллюстративное. Статус разведённой снова делает женщину уязвимой. Если она подвергалась насилию в браке и за нее не заступался закон и люди, это потому что она не человек, а «жена». Но если она разводится, то снова получает повышенный риск насилия, теперь уже не только со стороны бывшего, но и посторонних, потому что некому ее защитить.

В этой системе ценностей женщина имеет какую-то значимость только в приложении к мужчине. Если она мать, сестра, жена, дочь. Если у женщины нет «защитника», она моментально падает до положения бесправного-нечеловека. Ну что может быть антидотом к такому токсичному положению вещей? Закон, на который можно рассчитывать. Работающий эффективный закон для защиты своих прав. Прав человека!

Гендерное насилие с разной степенью ожесточенности происходит во всех странах. Но не во всех странах оно происходит при попустительстве государственных органов и молчаливом согласии большинства.

3. Порой мне кажется, что наше правительство заняло такую позицию, потому что если ты против избиений и убийства женщин, ты должен быть и в целом против пыток своих граждан. Если ты обязуешься женщинам обеспечить правосудие, то правосудие должно быть гарантировано всем и каждому.

Быть гражданином Казахстана – это знать с пеленок, что у тебя крайне мало шансов на правосудие, случись что. Просто нам, девочкам, не повезло родиться с врожденной интерсекциональностью (это когда две или больше уязвимости пересекаются). Мы - и женщины, и гражданки Казахстана.

Нам нужен новый закон о гендерном насилии.

Нам нужна работающая система психологической помощи людям, пережившим насилие, тренинги по гендерной чувствительности для сотрудников правоохранительных органов, система психологической помощи и коррекции для потенциальных насильников и даже для - как бы ни хотелось всех к стенке – совершивших преступление насильников. Иначе, выходя из тюрьмы, они будут продолжать воспроизводить цикл насилия. И этот круг не прервется.

А еще нам нужно воспитывать девочек и мальчиков как равных. Хватит надевать корону на детей мужского пола. Хватит превращать в прислугу детей женского пола. И тех, и других надо любить и уважать. Да, это не так уж просто – по-настоящему любить и по-настоящему уважать, проще ставить на пьедестал или отдавать приказы. Но это не так трудно и больно, как каждый день читать новости о гендерном насилии, в которых фигурируют те самые бывшие мальчики и девочки.