Вопросами коллективной памяти, исторического прошлого озаботились сотни тысяч, а то и миллионы наших соотечественников. Причем то и дело в адрес историков звучат обвинения в ангажированности и необъективности. Так вот, проект театра «АРТиШОК» и (Не)Музея архитектуры Алматы претендует на то, чтобы покончить с необъективностью в исторических исследованиях.
Суть нового проекта – исследовать историю города через историю конкретных домов. Несколько месяцев назад в пилотном режиме (Не) Музей архитектуры Алматы изучал историю здания НКВД Казахской ССР, в котором сам и находился. Надо сказать, судьба у этого здания весьма причудлива. Некогда карающее, пугающее население строение впоследствии разместило у себя музей, галерею и гостиницу. Увы, свидетельств живых людей сохранилось не так много. Повезло с историей прабабушки одной из кураторш проекта – Александры Черезовой – когда-то она была под следствием и провела несколько лет во внутренней тюрьме НКВД.
В новом проекте недостачи в свидетельских материалах не было. Потому как новое исследование касается здания, а точнее подвала, в котором ныне располагается Малая сцена театра АРТиШОК. Собственно, и до появления там главного независимого театра Казахстана там квартировало столько организаций, что по ним можно в каком-то смысле изучать историю города и страны. Дом этот построен в 1977 году и за почти четверть века перевидал немало на своем веку.
Началось все в 1985 году, по тогдашней моде здесь решено было открыть дворовый клуб. Клуб этот имел сказочно-подводную тематику и назывался «Несси», в честь, ни много ни мало, Лох-Несского чудовища. Надо сказать, что в этом доме и в прилегающих живет немало людей, которые помнят те времена и с удовольствием рассказали, как этот подвал расписывали – это было суперсовременно и новаторски по тем довольно серым и скучным временам.
Затем в этом подвале началась эра людей искусства. 1987 год – в этом подвале открывается театр пантомимы «На ладони», где блистал тогда начинающий мим, а ныне легенда этого жанра в Казахстане – Сергей Червяков. В то же самое время в этом подвале расположился первый в Казахстане рок-клуб «Рухани», которые впоследствии возглавил подготовку к первому рок-фестивалю в Алматы и вообще в Казахстане. Он прошел в Парке Горького и на него приехал Питер Дженнер, продюсер легендарной Pink Floyd.
Тогда же это место облюбовали художники. Здесь свою деятельность развернуло арт-объединение «Зеленый треугольник» во главе со знаменитой художницей-концептуалисткой Сауле Сулейменовой.
С 1991 по 1995 год в этом здании тоже был театр – по сути, перезапустившийся «На ладони», который теперь назывался «Постскриптум». Там снова играла компания во главе с Сергеем Червяковым и другим мимом – Андреем Мармонтовым, ныне известными кинорежиссером и продюсером. Затем здесь на долгие годы расположилась бильярдная. Кстати, это самый темный и неисследованный период в истории этого здания. И исследователи по-прежнему ищут свидетелей, готовых рассказать интересные истории о том периоде.
С 2001 года и по сей день в подвале того здания располагается театр «АРТиШОК». Надо сказать, что его судьба, вероятно, сложилась бы иначе, если бы не цепь случайностей и приятных сюрпризов, сравнимых с даром свыше. Первое время предполагалось, что театр будет арендовать это помещение, из которого уже съехала бильярдная. Но перспективы подобного развития событий были весьма туманными. Публика была консервативной и вряд ли бы повалила на совершенно неизвестные представления «городских клоунов», коими тогда и считались артисты «АРТиШОКа». Помог предприниматель и меценат Андрей Маляренко, который дал денег, чтобы театр выкупил это помещение.
" Я – человек, который занимается бизнесом и зарабатываю деньги. Мой моральный комфорт – дать вам – людям, которые занимаются не бизнесом, а искусством – дать вот эти деньги, чтобы вы приобрели театр", – вспоминает слова Андрея Маляренко другая основательница театра Вероника Насальская.
Сама же Галина Пьянова вспоминает, что в минуты отчаяния, когда хочется завязать с театром, она частенько вспоминает поступок Маляренко и теперь не может просто так все закончить, так как человек в свое время дал деньги именно на театр. Как видим, он не прогадал – «АРТиШОК» стал главным независимым театром города и даже страны.
"Мы провели беседы с десятками людей и поняли, что концепция беседы с непосредственными участниками, очевидцами и просто свидетелями – путь к максимально объективному исследованию," - рассказывает куратор проекта, сооснователь (Не)Музея архитектуры Алматы Анель Молдахметова. – У всех участников проекта самые разные воспоминания, и порой их перехлестывали эмоции, когда они все это нам рассказывали. Но тем интереснее исследование и объективнее получается картина. Таким образом мы исследуем коллективную память и заново проживаем и самые лучшие и самые трагические моменты нашего прошлого".
Константин КОЗЛОВ