В преддверии 24 февраля невозможно говорить ни о чём другом, кроме событий вокруг Украины. В таких разговорах обязательно вспомнятся и успехи в неравном противостоянии с врагом, и потери страны, и, конечно же, героизм каждого её отдельного гражданина. Отдельной колонной будет стоять украинская культура, внимание к которой было приковано на протяжении всего предыдущего года. Среди всего многообразия тем хотели сфокусироваться на кино и порекомендовать читателю самые запоминающиеся картины последних лет. Предупреждаем, все они о войне...
«Додому» (2019)
Хотелось бы начать с драматической работы Наримана Алиева «Додому» (в переводе, «Домой»). Картина окажется близка казахстанскому зрителю, ведь сюжет разворачивается вокруг крымско-татарской мусульманской семьи. События фильма начинаются в Киеве, где Мустафа забирает из госпиталя своего сына Назима, погибшего на фронте. Желая похоронить ребёнка на его исторической родине, Мустафа отвозит его тело обратно в Крым. Он принуждает поехать на полуостров и своего младшего сына Алима. Так, вечная проблема отцов и детей накладывается на отличающиеся политические взгляды двух персонажей, что позволяет режиссёру поднять темы войны, идентичности и жизни крымских татар в современной Украине.
«Додому» умело передаёт различия между героями посредствам языкового барьера. По задумке автора Алим предпочитает говорить на украинском, тем самым дистанцируясь от своей этнической принадлежности. Мустафа же использует татарский в речи, пытаясь сохранить традиции своего народа. По мере продвижения отца и сына на восток зритель может заметить, как язык, используемый жителями различных регионов, медленно сменяется с украинского на русский. Такие детали в очередной раз подчёркивают колониальное прошлое страны.
«Додому» также знакомит зрителей с культурой и обычаями крымских татар. Самым запоминающимся моментом картины становится монолог Мустафы, где тот, говоря о значимости полуострова в истории народа, проводит параллели с Иерусалимом и евреями. Столь глубокий текст, сталкивающий различные поколения и нации, в сочетании с утончённой актёрскими работами Ахмета Сеитаблаева и Ремзи Билялова, не оставит равнодушными ни одного зрителя. А монументальность финальной сцены и вовсе может довести до слёз.
«Плохие дороги» (2020)
Картина Натальи Ворожбит состоит из нескольких коротких историй, разворачивающихся на востоке Украины. Напряжённость между людьми, вызванная войной, присутствует в каждой из показанных новелл, будь то рядовая проверка документов на границе или же разговор двух школьниц о любви. Соединяя серые будни и фронтовые реалии, постановщица в очередной раз показывает, как быстро люди могут адаптироваться к постоянно ухудшающимся условиям жизни.
Фильм также говорит о чужеродности войны как явления. Это высказывание особенно заметно в последней зарисовке, где пожилая супружеская пара, вопреки всем ожиданиям, начинает вымогать деньги у незнакомой девушки. Столь неожиданный образ вызывает у зрителя эффект зловещей долины, напоминая нам, как легко человек может потерять себя.
Из всех новелл наибольший ужас вызывает рассказ о русском солдате, взявшем в плен украинскую журналистку. В этой буквально театральной постановке Ворожбит выстраивает перверсивную историю любви, где девушка Марина пытается соблазнить военного, чтобы выжить. Тот же, в свою очередь, постоянно угрожает ей изнасилованием и убийством. Такая динамика держит зрителя в постоянном напряжении. В итоге, способ, которым женщина всё же выбирается из плена, надолго врезается в памяти.
«Атлантида» (2019)
Последняя игровая картина в этом списке — это также и самая вдохновляющая работа последних лет. В отличие от других произведений, говорящих о настоящем и прошлом страны, «Атлантида» Валентина Васяновича показывает Украину будущего. Так, в первой же сцене заявляется, что события фильма происходят в 2025-м, спустя год после окончания войны. В течение всей ленты зритель наблюдает за рабочим завода Сергеем, борющемся с посттравматическим стрессовым расстройством. Пройдя через все ужасы фронта, главный герой не в состоянии приспособиться к мирной жизни. Поэтому он, вместе со своим другом Иваном, периодически оттачивают навыки стрельбы, будто готовясь к очередной битве.
Не зная, как справиться с травмой, Сергей выплёскивает свой гнев, причиняя себе боль. Со временем бывший солдат находит работу водителем автоцистерны, а после и вовсе становится волонтёром, помогая находить тела погибших людей. Ключом к возвращению в нормальную жизнь становится Катя – любовный интерес персонажа. Вместе два эмоционально разбитых человека исцеляют друг друга, оставляя надежду на то, что жизнь после войны может продолжаться.
Документальные картины
Помимо игровых фильмов, украинское кино может похвастаться множеством достойных документальных картин о войне. В обширном списке произведений есть и невероятно трогательная работа Евгения Афинеевского «Зима в огне» 2015 года, охватывающая события Евромайдана и последующей аннексии Крыма. Уже в 2022 году режиссёр выпустил её духовное продолжение под названием «Свобода в огне», повествующую о нынешней войне. Красной нитью обеих картин служат дети и влияние политических метаморфоз на будущее поколение страны.
Более отстранённый подход к событиям в Украине можно увидеть в известнейших фильмах Сергея Лозницы — «Майдан» (2014) и «Донбасс» (2018). В отличие от работ Афинеевского, данные произведения напрочь отказываются от интервью и закадрового голоса. Вместо этого камера показывает различные зарисовки из жизни людей, происходящие на фоне революции и последующей войны. Такой подход позволяет режиссёру передать более общую картину событий, убирая излишние эмоции из кадра. Схожий метод можно увидеть в «Мариуполисе» (2016) и «Мариуполисе 2» (2022) литовского режиссёра Мантаса Кведаравичюса.
Наиболее личный подход использует Виталий Манский. Его картина «Родные» (2016) показывает, как события 2014 года изменили отношения внутри одной семьи, разбросанной по всей территории Украины. Интересным данное произведение делает то, что режиссёр выбрал свою собственную семью в качестве объекта исследования. Диаметрально противоположные взгляды родственников документалиста показывают состояние страны в первый год после оккупации. В самом конце постановщик подводит некую черту, говоря о том, как вспыхнувшая война повлияла на него лично, заставив его переехать из Москвы в Ригу в 2015 году. В данный момент Манский, в тандеме с Евгением Титаренко, презентует свою новую документальную работу «Восточный фронт» (2023) на кинофестивале в Берлине.
Естественно, украинское кино намного больше, чем фильмы о войне. Так, очень легко можно найти и достойные комедии, как «Люксембург, Люксембург» (2022) Антонио Лукича, и трогательное документальное работы, как «Хрупкая память» (2022) Игоря Иванко, и множество других произведений, говорящих на вечные темы. Однако сегодня мир нуждается именно в произведениях, которые посвящены войне и напоминают зрителям о происходящем в стране ужасе. Неспроста на Берлинале, проходящим в эти дни, Украина представлена аж восемью картинами. В будущем стоит ожидать ещё больше произведений, посвящённых данному конфликту. Возможно, именно искусство, в том числе и кино, послужит ключом к проработке травм граждан после окончания войны.
Автор: Oraz Kereibayev