Глория Садыкова: «Эпоксидная смола для меня — это волшебный материал со своим характером»

Уроженка Алматы нашла свой творческий дом в романтическом Риме

НМ
Нива Миракян
07 февраля 2025

Фото: Нива Миракян
Фото: Нива Миракян

Италия веками привечает креативных людей со всего мира, и Глория Садыкова — талантливый мастер, которая превращает холодную эпоксидную смолу в хрупкие и невероятные художественные композиции, блестяще продолжает эту традицию. Уроженка Алматы нашла свой творческий дом в романтическом Риме, где живет с 2011 года. Выпускница университета имени Абая по специальности «Психолог», Глория унаследовала трепетную любовь к искусству от своего отца-художника. Четыре года назад она открыла для себя магический мир создания украшений и картин из двухкомпонентного термореактивного полимера. Esquire Kazakstan пообщался с Глорией, чтобы прикоснуться к тайнам ее ремесла и услышать историю ее вдохновляющего творческого пути.

Глория, что вдохновило вас начать работать именно с эпоксидной смолой? Чем этот материал покорил вас?

Глория Садыкова: «Эпоксидная смола для меня — абсолютно волшебный материал, при взаимодействии которым появляется на свет настоящее чудо! Я всегда была очарована водой во всех ее проявлениях, и именно это привлекло меня в эпоксидной смоле, чья первозданная прозрачность и легкость так напоминают бег хрустальных вод. Изучая работы художников, работающих со смолой, я поняла, что этот материал таит в себе множество неизведанных возможностей. Смола часто используется в художественных работах, но так мало тех, кто решился отправиться в это увлекательное путешествие по исследованию скрытых возможностей такого многогранного, местами капризного, но невероятно интригующего и манящего своими тайнами материала». 

Как природа и ландшафты Казахстана отражаются в ваших работах?

Глория Садыкова: «Мои первые шаги в творчестве неразрывно связаны с Казахстаном. Природа моего родного края поражает буйством красок, богатством оттенков, изысканной игрой света и теней. Кристально чистые горные озера, величественные горы, золотистые песчаные дюны или живописные каньоны — все это пробуждает в душе глубокое ощущение истинной, нерукотворной красоты. На протяжении всего творческого пути мое искусство рождается, словно преломляясь через призму величия моего Казахстана».

Глория Садыкова: «Эпоксидная смола для меня — это волшебный материал со своим характером»

Повлияла ли итальянская культура, искусство, архитектура, а также местные краски и атмосфера на ваши работы? 

Да, конечно, итальянская культура и искусство безусловно оказали влияние на меня как на творческую единицу. Италия — это страна с невероятным художественным наследием, и я часто черпаю вдохновение из ее богатой истории. Меня также вдохновляют сложные сочетания цветов и текстур, которые встречаю здесь, в Риме: яркие фасады зданий и бесконечные оттенки солнечного, золотого света на улицах «вечного города». Местная архитектура, несомненно, наполнила мое творчество новыми формами. Стены римских домов, древние мозаики и узоры на фасадах стали отправной точкой для моих ювелирных коллекций, в которых я применяю яркие и контрастные цвета.

Какие техники работы с эпоксидной смолой вы используете чаще всего? Есть ли какие-то уникальные приемы, которые вы разработали сами?

Три года назад я начала разрабатывать свою собственную технику, и с тех пор в моем арсенале накопилось множество приемов работы с эпоксидной смолой. Каждый новый день и каждая творческая задумка приносят результаты и неожиданные открытия. Все мои работы уникальны, и их невозможно повторить.

Для начала я освоила все технические аспекты работы со смолой, но принципиально отказалась от изучения базовых методов ее использования. Это решение было принято мной осознанно для того, чтобы не ограничивать собственную креативность и не подчиняться строгим рамкам традиционных правил обучения, которые могли бы ограничить творческий процесс, направленный на поиск новых, нетрадиционных решений.

Глория Садыкова: «Эпоксидная смола для меня — это волшебный материал со своим характером»

Расскажите о самом сложном или необычном проекте, над которым вам приходилось работать?

Сейчас в Риме проходит юбилейный год Католической церкви, и по случаю этого события, в коллаборации с ассоциацией Patriarchi della Natura, я создала украшение, о котором хотела бы рассказать. Оно выполнено в форме креста, каждый угол и изгиб которого кажутся танцующими, как отражение на воде, напоминая о хрупкости нашей человечности. Края подвески, неровные и местами острые, напоминают о терновом венце. Свет проходит через цветные слои смолы, создавая уникальные и неповторимые отражения, схожие с муранским стеклом. Но самый главный и драгоценный секрет этого украшения кроется в семени кипариса, которое, как гласит легенда, было посажено 800 лет назад самим Святым Франциском.

Глория Садыкова: «Эпоксидная смола для меня — это волшебный материал со своим характером»

Данный социальный проект направлен на привлечение внимания к деревьям-долгожителям с редким ДНК, которые отличаются высокой резистентностью. Семя дерева-долгожителя, заключенное в мои украшении, можно извлечь даже спустя 30 лет, посадить в землю, чтобы дать жизнь удивительному дереву, символизирующему вечный цикл жизни. Семя кипариса, которое я использовала для креста, это близнец семени, из которого вырос саженец, подаренный Папе Римскому Франциску.

Это уникальное украшение будет экспонироваться в течение Юбилейного года в церкви, расположенной на центральной площади перед Ватиканом, и его смогут лицезреть туристы со всего мира. Также в рамках коллаборации с Ассоциацией я создала серьги для семьи знаменитого певца Альбано, в которых использовано семя самого древнего оливкового дерева из их сада. Я мечтаю создать подобную коллекцию и в Казахстане с использованием семян наших редких деревьев и растений.

Глория Садыкова: «Эпоксидная смола для меня — это волшебный материал со своим характером»

Как отличается спрос на эпоксидные украшения и картины в Италии от спроса в Казахстане? Есть ли разница в том, как воспринимают ваши работы клиенты из Казахстана и Италии? Что больше ценят те и другие?

Мои работы находят отклик в сердцах заказчиков со всего мира. И, конечно, меня это очень вдохновляет. И тот факт, что мои украшения носят итальянские звезды, еще больше подчеркивает их уникальность. Но если говорить о спросе на украшения и картины из эпоксидной смолы в Италии и Казахстане, то имеются свои особенности, которые во многом связаны с культурными традициями и восприятием искусства в этих странах. В Италии, с ее богатой историей искусства и высокой ценностью ремесел, эпоксидные украшения воспринимаются как нечто уникальное и высококачественное. Итальянцы ценят детали, элегантность и оригинальность, особенно, когда работы содержат элементы, напоминающие традиционные итальянские техники, такие, которые, например используются при создании знаменитого муранского стекла. В Италии большое внимание уделяется эстетике и дизайну, и многие клиенты ищут что-то, что подчеркнет их индивидуальность. В Казахстане восприятие моих работ часто связано с интересом к необычной, инновационной технике подачи. На моей родине обращают внимание на эксклюзивность, а также связь с культурным богатством страны и ее неповторимой природы. Тем не менее, в обоих случаях клиенты ценят уникальность моих работ.

Каковы основные сложности в работе с эпоксидной смолой в климате Рима?

Основная сложность работы с эпоксидной смолой в климате Рима заключается в том, что моя работа напрямую зависит от температуры и влажности воздуха. В зависимости от сезона процесс может либо ускоряться, либо замедляться. Зимой, когда температура ниже, смола застывает медленнее, и, соответственно, требуется больше времени на реализацию каждого этапа работы. Летом, при высокой температуре, процесс может ускоряться. С учетом этого мне нужно постоянно отслеживать консистенцию смолы, потому что временное окно для работы очень ограничено. Это требует внимания и точности, чтобы результат был идеальным, несмотря на изменяющиеся условия окружающей среды.

Расскажите о твоем творческом процессе — от идеи до готового изделия. Как долго обычно занимает создание одной работы?

Мой творческий процесс — это синергия вдохновения, материала и высшей силы. Вдохновение я нахожу в красоте окружающего мира — она подсказывает идеи, которые становятся основой для моих работ. Эпоксидная смола для меня — это почти живой материал со своим характером. Когда я начинаю работу, разливая смолу, она принимает причудливые, непредсказуемые формы. В этих формах я нахожу образы, которые развиваю, добавляя детали и текстуры. Я верю, что в этот момент в процесс вмешивается высшая сила, задавая начальную форму, неподвластную моему контролю. Время создания работ варьируется. Картины могут занимать до полугода из-за сложной проработки деталей и этапов высыхания материала. Украшения требуют меньше времени – от недели, в зависимости от их сложности.

Какие современные тренды в эпоксидном искусстве вы считаете наиболее интересными?

В эпоксидном искусстве сейчас наблюдается множество интересных трендов. Один из самых ярких – это соединение эпоксидной смолы с природными материалами, такими как дерево, минералы и даже живые растения. Благодаря этой синергии создаются работы, которые передают ощущение гармонии между природой и человеком. 

Для меня же особое место занимает тренд на сторителлинг, при помощи которого искусство рассказывает о себе через символы, формы или сочетания цветов. Каждая работа становится не просто визуальным объектом, а носителем глубокой идеи или эмоции. Но особенно меня вдохновляет использование смолы в создании трехмерных картин и скульптур, где игра света и прозрачности создает магические эффекты. Это направление дает бесконечное поле для экспериментов и самовыражения.

Я также опираюсь на тренды ведущих ювелирных брендов. Это помогает объединить современные течения в моде с моим авторским стилем, делая украшения актуальными и уникальными. Я только что вернулась с самой крупной в Европе выставки ювелирных украшений Vicenza oro, и у меня много новых инсайтов.

Глория Садыкова: «Эпоксидная смола для меня — это волшебный материал со своим характером»

Где в Риме вы находите материалы для работы? Есть ли какие-то особенные местные поставщики?

В Риме я работаю с высококачественными материалами. Эпоксидную смолу я покупаю у одного из лучших производителей Италии. Этот же поставщик снабжает смолой известных художников. В качестве вспомогательных компонентов при создании украшений я использую серебро и золото Made in Italy, которые идеально дополняют мои работы и подчеркивают их утонченность.

Как местное арт-сообщество приняло ваше творчество? Участвуете ли вы в выставках или ярмарках?

Итальянское арт-сообщество приняло мое творчество с большим интересом и уважением. Многим профессионалам хочется узнать, как я достигаю таких результатов, какие техники использую для создания работ. Это помогает в коммуницировании с аудиторией, ведь каждое произведение скрывает в себе целый мир. Я активно участвую как в выставках, так и в ярмарках, благодаря диверсификации моих коллекций, которые идеально подходят для различных форматов.

Глория Садыкова: «Эпоксидная смола для меня — это волшебный материал со своим характером»

Проводите ли вы мастер-классы? Как отличается подход к обучению в Италии от того, что практикуется в Казахстане?

На данный момент я не провожу мастер-классы, так как сосредоточена на совершенствовании техник и разработке новых идей. Время для параллельного обучения пока не хватает, хотя предложения уже поступали. Я верю, что в будущем это станет важной частью моей работы, и я с радостью поделюсь своими знаниями и опытом. Что касается различий в подходах к обучению, то в Италии чувствуется глубокая связь с традициями и высокая культура ремесел. Здесь ценят внимание к деталям, качество и индивидуальность каждого творческого пути.

В Казахстане же обучение, как правило, ориентировано на более практический подход и развитие базовых навыков, что также играет важную роль. Я считаю, что объединение этих подходов могло бы создать уникальную образовательную платформу, в которой практичность и креативность идут рука об руку.

Какие новые идеи или проекты планируете реализовать в ближайшем будущем? Планируются ли коллаборации с местными итальянскими художниками или дизайнерами?

У меня много амбициозных планов, о которых пока рано говорить, но я с радостью приоткрою завесу над несколькими проектами. В данный момент я готовлю масштабную коллекцию украшений, а также новинку — настенные часы, выполненные в моей новой технике, которые будут представлены на весенней выставке на севере Италии. В преддверии года змеи по восточному календарю я получила предложение о сотрудничестве по созданию уникального браслета, на котором камни из эпоксидной смолы будут встраиваться в металлическую змейку. Помимо этого, я буду создавать премии для различных мероприятий. Год только начался, и основные проекты будут разворачиваться начиная с весны, так что впереди много вдохновляющих и интересных событий!

Какой совет вы бы дали начинающим мастерам, которые хотят работать с эпоксидной смолой?

Для начинающих мастеров, работающих с эпоксидной смолой, важно помнить, что каждый шаг на пути творчества — это возможность научиться чему-то новому и открыть для себя удивительные возможности материала. Эпоксидная смола — это не просто средство для создания произведений искусства, она помогает воплотить в жизнь самые смелые идеи и эмоции. Позвольте себе быть свободными, экспериментируйте и ищите нестандартные подходы.

Источником вдохновения может стать что угодно — красивые природные явления, неожиданные сочетания цветов или даже ваша личная история. Смола позволяет ловить и замораживать моменты, превращая их в искусство. Иногда лучшие работы появляются, когда вы позволяете материалу вести себя так, как он хочет, и следуете за его «характером». Также важно помнить, что творчество — это процесс, а не результат. Будьте терпеливы к себе, к своим творческим идеям и ошибкам. Ваши первые работы — это всего лишь старт, и каждый новый проект будет только лучше и интереснее.

Не ограничивайте себя и позвольте эпоксидной смоле стать вашим проводником в мир искусства, который, возможно, вы еще только начинаете открывать. Все вокруг вас — это источник вдохновения, и смола поможет вам воплотить ваши мечты в реальность. Верьте в свою уникальность, ведь именно в этом заключается настоящее искусство.

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше