Кто ушел, а кто остался? Благодаря каким факторам развивается отрасль? Чего ждать от нее в последующие годы? Исполнительный директор «Абу Даби Плаза» рассказал Esquire.kz о том, как пандемия изменила сферу ритейла.

Хокан Нильсон о "гибридных" форматах ритейла, цифровой трансформации и тренде на здоровье

Господин Нильсон, есть ли у вас данные о том, какие food-ритейлеры навсегда покинули бизнес или уменьшили свои точки в Казахстане?

Я могу ориентироваться только на опыт «Абу Даби Плаза» и на работу с нашими партнерами. За весь период первого строгого локдауна, весну-лето прошлого года, мы не провели ни одного закрытия торговых площадей. Причем, это касается не только food-ритейлеров, но и в целом – от нас не уходили арендаторы, мы с каждым арендатором отрабатывали условия в индивидуальном порядке, понимая сложность ситуации. Сегодня, несмотря на сохраняющийся негативный эффект карантинных ограничений, мы наблюдаем, что рынок постепенно стабилизируется. И хочется отметить, что в нашем ТЦ «Абу Даби Плаза» не только не закрылись, а наоборот открылись новые точки – на нашей карте появились рестораны таких food-ритейлеров, как CoffeeBoom, Starbucks, Farш, Expresso coffee bus, Yakitoriya, Senor Doner, China City, My Box.

Для меня это сигнал о двух важных факторах. Во-первых, отрасль продолжает активно развиваться, а во-вторых, food-ритейлеры пересматривают подход к выбору локаций и отдают предпочтение торговым центрам. В качестве основного преимущества открытия food-точки в торговом центре, можно отметить большой и стабильный поток посетителей, которые после шоппинга стремятся выпить кофе или пообедать. Кроме того, в Нур-Султане в торговых центрах посетители не только совершают покупки, здесь – особенно в осенне-зимний период  — люди проводят качественное время с семьей, друзьями, близкими. И поэтому мы развиваем не только традиционный формат фуд-корта, но и полноформатных ресторанов, например, ресторан «Афсона», где жители и гости столицы могут провести даже семейное торжество. Предлагая выгодные условия food-ритейлерам, мы создаем новые возможности для них, показывая насколько выгодно и удобно работать на площадке «Абу Даби Плаза».

Спрос на готовую еду – как меняется его уровень в мировых масштабах?

Я бы разделил ответ на вопрос о готовой еде на две части: доставка из кафе и ресторанов и готовая еда в супермаркетах.

За время пандемии люди во всем мире так привыкли к заказу или покупке готовой еды и продуктов, что оставили эту привычку и после снятия локдауна. Потребители предпочитают покупать готовую еду, чтобы экономить время и не утруждать себя приготовлением. Это поспособствовало тому, что теперь food-ритейлеры заботятся не только о хорошем сервисе для гостей внутри заведения, но и развивают собственные сервисы доставки, а супермаркеты расширяют ассортимент отделов кулинарии. Так, например, у нас в Galamart открылась кулинария в ноябре прошлого года и она пользуется большой популярностью как среди работников расположенных рядом офисов, так и среди жителей, которые берут готовую еду домой.

Пандемия показала, что у менее гибких участников рынка меньше шансов остаться на плаву. Поэтому ритейлеры переходят на новый формат, который можно назвать «гибридным». В нем скомбинированы онлайн и офлайн процессы, чтобы не только охватить максимальное количество потребителей, но и иметь возможность переключаться между ними в зависимости от текущей ситуации.

Но все же, хочу отметить, что для людей очень важно живое общение, и несмотря на обилие доставок готовой еды, люди с нетерпением ждали возможности выйти из дома, провести время с друзьями и близкими, наслаждаясь живыми разговорами и вкусной едой.

Хокан Нильсон о "гибридных" форматах ритейла, цифровой трансформации и тренде на здоровье

Какие новые свежие тренды на рынке food-ритейла вы бы могли отметить в данный момент?

Сегодня покупатели уделяют больше внимания здоровью чем когда-либо, что породило тренд на здоровые, полезные и экологически чистые продукты и еду. В food-точках появляются фитнес-меню и вегетарианские блюда, а в нашем Galmart можно найти не только продукты, но и готовые блюда, которые отвечают всем принципам здорового питания.

Образ жизни современного жителя мегаполиса очень динамичен, это заставляет всех нас думать о путях экономии времени. И поэтому многие предпочитают питаться в кафе или ресторанах, заказывать доставку готовых блюд домой, выбирают кулинарии в супермаркетах или food-точки в торговых центрах, где можно не только поесть, но и отправиться за покупками, посетить салон красоты или отвести детей в развлекательный центр.

Как считаете, какие-то кардинальные изменения закрепятся на долгосрочной основе?

Если мы говорим о food-ритейле в целом, то я думаю, что тренд на здоровую и пищу еще долго будет оставаться актуальным. Как и фокус на размещение точек в торговых центрах, где развитая инфраструктура позволяет обеспечить стабильный поток клиентов. Кроме того, сохранится тренд на повышение качества сервиса за счет внедрения различных технологических решений, чтобы сделать потребительских опыт еще лучше. 

Какие уроки вынесли food-ритейлеры из локдаунов?

Могу отметить, что основные уроки, которые вынес ТЦ «Абу Даби Плаза» из локдаунов, заключаются в  гибкости и быстрой адаптации к изменениям. Гибкость по отношению к брендам и food-точкам, которые расположены в ТЦ, помогла нам вместе преодолеть кризис и вернуться к привычным условиям жизни, а способность быстро адаптироваться помогла нам, как торговому центру, сохранить лояльность наших гостей.

Как изменились условия работы торговых центров с арендаторами во время ковида?

Не могу говорить за всех игроков отрасли, но что касается ТЦ «Абу Даби Плаза», то мы, учитывая текущую экономическую ситуацию в стране, внесли изменения в подход к работе с нашими арендаторами. Мы индивидуально обсуждаем с каждым арендатором проблемы, возникшие впоследствии COVID-19, и в ходе совместной работы вырабатываем эффективные, для всех вовлеченных сторон, решения.

Одним из глобальных направлений Aldar является устойчивое развитие, которому компания уделяет особое внимание. Мы руководствуемся таким подходом как в управлении активами компании, так и в вопросах сотрудничества с партнерами, и продолжаем поддерживать их в пост-ковидный период. В ежедневной работе все магазины и торговые точки, конечно же, соблюдают меры безопасности по рекомендациям ВОЗ и местных государственных органов в области здравоохранения. Во всех магазинах размещены разметки с нормами социального дистанцирования, посетителей регулярно оповещают по громкой связи о необходимости соблюдения мер безопасности.

Кроме того, мы открыли на своей территории пункт вакцинации, для того, чтобы посетители, могли вакцинироваться в комфортных условиях.

Важно отметить, что пандемия и связанные с ней ограничения изменили планы, пожалуй, каждого казахстанца – многие были вынуждены отказаться от отпуска и в целом стало гораздо меньше возможностей для качественного досуга и развлечений. И мы решили исправить эту ситуацию. Для того, чтобы посетители насладились уходящим летом, мы провели фестиваль мероприятий в формате open-air — ADP VIBE FEST, в рамках которого проходили тренировки на свежем воздухе с тренером ведущего спортивного клуба столицы, музыкальные вечера и кино под открытым небом. Конечно, все прошло с соблюдением всех санитарных норм.

Хокан Нильсон о "гибридных" форматах ритейла, цифровой трансформации и тренде на здоровье

Считаете ли вы, что покупатели после всех локдаунов и карантинов стали относиться к внезапным перекусам более рационально и осознанно? Как вообще изменилось поведение потребителя на фоне коронавируса?

Как я говорил ранее, люди стали больше заботиться о своем здоровье и предпочитают здоровую еду, относясь более осознанно к потреблению и к выбору продуктов для домашнего приготовления пищи, при заказе еды онлайн или при посещении ресторанов в торговых центрах.

Повлияло ли это как-то на ценовую политику, дискаунтеризацию, цифровизацию процессов и конкуренцию?

Что касается цифровизации бизнеса, то пандемия COVID-19 стала катализатором ускоренной цифровой трансформации в сфере ритейла. Компании поняли, что для сохранения позиций, необходимо внедрять новые цифровые решения в бизнес-процессы. Мы тоже делаем акцент на диджитале и активно используем наш аккаунт в  Instagram в качестве одного из главных каналов коммуникации с нашими потребителями и формирования лояльного коммьюнити. Здесь мы не только рассказываем об акциях, но и помогаем нашим клиентам в вопросах шопинга, выбора развлечений для семьи, привлекаем экспертов по здоровому питанию, стилю и так далее.  

Как по-вашему, в каком направлении будут развиваться ритейл и торговые центры в ближайшие годы?

Уже сегодня торговые центры перестали быть просто площадками для покупок, перейдя на формат community-центров, отвечающих всем потребностям посетителей, где предоставляются различные бытовые услуги, проводятся выставки, концерты. Cходить на фитнес, а после этого пройтись по магазинам, зайти в отделение банка, забрать вещи из химчистки, купить все необходимое в супермаркете, встретиться в кафе с друзьями, и все это — на одной площадке. Также можно заметить, что все больше молодых людей проводят время не в офисах, а в кофейнях и на фуд-кортах, где они могут не только погрузиться в рабочие процессы, но и выпить кофе,  поесть и встретиться с партнерами или друзьями. И, я думаю, что торговые центры будут и дальше развиваться в этом направлении.

Если говорить именно о трендах, которые будут популярны и на которые стоит обратить внимание, то ритейлу сейчас нужно привлекать интерес и внимание своих покупателей через экологичность своих товаров и продуктов. Вопросы устойчивого развития и бережного отношения к природе, планете и своему здоровью для потребителей выходят на первый план.

У вас очень разнообразное резюме. IKEA, Абу-Даби Плаза, Мега Белая дача (Москва)… Как такой большой и разносторонний опыт сказывается на вашем умении принимать правильные решения? Какой опыт вы считаете более плодотворным из всех?

Я всегда искал что-то новое и интересное, всегда был открыт новым знаниям и возможностям, что, естественно, отразилось на том, как я принимаю решения и строю рабочие процессы. Опыт на разных должностях и в разных сферах помог мне лучше понимать отрасль, считывать особенности разных рынков и форматов, быстро адаптироваться к изменениям и, самое главное, хорошо понимать потребителей с разными точками зрения и предпочтениями. Все это помогает сегодня делать ТЦ «Абу Даби Плаза» уникальным местом с интересными предложениями, особенным подходом к каждому посетителю и брендами, многие из которых представлены только в нашем торговом центре.

Поделиться: