Иноверцы

Esquire узнал, почему в Казахстане вновь набирает популярность тенгрианство, которое практически исчезло с приходом ислама. 

«Когда возникло вверху голубое небо (теæрі) и внизу бурая земля, между ними возникли сыны человеческие» – так начинается надпись на поминальной стеле над могилой Кюль-Тегина* Его спокойное плоское лицо, когда-то вырезанное из камня рукой древнего кочевника, казахстанцы ныне созерцают на банкноте в 1000 тенге. Спустя век с четвертью после находки стелы имя Тенгри все громче звучит в нашей стране.

Кюль-Тегин – политический и военный деятель Второго тюркского каганата, соправитель Бильге-кагана. Посвященная ему поминальная стела с сохранившейся рунической надписью найдена Н.М. Ядринцевым в долине Кошо-Цайдам на берегу р. Орхон (Монголия) в 1889 г. 

В методичке «Религии Казахстана», составленной под руководством профессора Абуова А.П. и вышедшей в 2011 году, тенгрианство определяется как «языческая религия, связанная с поклонением небесным силам». «Верховным божеством, в честь которого и получила название вера, был Тенгри, олицетворявший собой небо. Любопытно, что в казахском языке слово «тенгри» («тәңір») может означать и небо, и бога вообще. С приходом ислама это слово выступает в качестве синонима слова «бог» («құдай»), означающего Аллаха. Сохранились сведения и о других божествах и духах… Есть гипотезы о близости культа Тенгри с поклонением небу у гуннов, китайцев, шумеров».

Идея о связи тенгрианства с шумерскими верованиями последовательно разрабатывалась Олжасом Сулейменовым с 70-х годов прошлого века и в данное время имеет сторонников в академической среде. Куда более экстравагантные соображения по вопросу взаимосвязей веры тюрков с другими религиями выдвигал небезызвестный Мурад Аджи, книги которого заполнили в начале 2000-х полки отечественных магазинов. Шумерами Аджи не ограничился и вывел из тенгрианства почти все современные мировые религии. Как бы то ни было, налицо большой интерес к тенгрианству в интеллектуальной среде тюркских государств, подогреваемый постоянным поступлением свежей «пищи для ума». Среди поставщиков этой пищи в последнее время Мурад Аджи, занимая видное место, вовсе не одинок.

Количество казахстанских организаций, так или иначе связанных с тенгрианством, довольно впечатляющее. Если интеллектуальные искания интересующейся аудитории более или менее репрезентативно отражаются на сайте dalaruh.kz, то деятельностью в материальном мире, и подчас весьма плодотворной, занимаются многие организации и коллективы. Общественные объединения «Хан Тәңірі Қазақ ауылы», «Мир Великой степи», этно-фольклорный ансамбль «Туран», творческий центр «Неономад» – всего лишь несколько наименований в длинном перечне. Вообще, создается впечатление, что тенгрианство настолько глубоко вплелось в духовную жизнь казахского народа, в его обычаи и традиции, что их изучение неминуемо влечет за собой постижение каких-то основ и элементов тенгрианства. Впрочем, с другой стороны, возможно влияние общих культурных тенденций в современной тюркской среде. Обретение независимости тюркскими государствами бывшего СССР вызвало всплеск интереса к героическому прошлому тюрков эпохи первых каганатов. Соответственно вырос интерес и к тенгрианству как к вере, с которой предки шли от монгольских степей до византийских твердынь.

Иноверцы 2

Карабатыр – так называет себя тенгрианец Батыржан Сейдомар. Несмотря на молодой возраст – 25 лет, – он является президентом Международного общественного фонда «Наследие кочевой цивилизации», учрежденного им совместно с Абзалом Арыкбаевым в мае 2011 года. Фонд занимается проведением в жизнь государственной политики по развитию национальной культуры и казахского языка. На практике это выражается в организации выставок, курултаев, форумов и прочих мероприятий, посвященных тюркской культуре в целом и отдельным ее представителям. В планах у фонда – организация первого Курултая тюркской молодежи, а также курултая «Қазақ елі — мәңгілік елі» в поддержку переименования страны. Представители фонда успели организовать несколько исследовательских экспедиций по Казахстану и сопредельным государствам, встретиться с президентом Монголии, поучаствовать в организации первого Курултая женщин тюркских народов, и это лишь несколько примеров их кипучей деятельности. Не менее обширны партнерские связи фонда – от венгерских ученых-антропологов до бурятских этнокультурных центров и общества греков «Элефтерия».

– Термин «тенгрианство» ввели французские ученые, кажется, в XIX веке, – рассказывает Сейдомар. – Когда у меня и моих единомышленников спрашивают, тенгрианцы ли мы, я отвечаю: «Мы казахи». Есть у нашего народа такая пословица – «религия – темная нора», понимаете. Ее создали люди, чтобы управлять людьми. В современных религиях человек – раб Всевышнего, в них нет того бережного отношения к другим людям, к природе. Тенгрианство – не религия, скорее, научная система, во главе которой стоит любовь к природе, понимание ее сущности. Наши предки никогда не резали скот, посвящая его Богу. Наоборот, они просили у животного извинения, говоря: «Ты умрешь, но ведь и я голодаю». Кровью умерщвленного барана окропляли землю у деревьев. У нас нет священных писаний, тенгрианцы чтят народные традиции и обычаи. В тенгрианстве нет рая и ада, как в сказаниях авраамических религий, наши предки завещали нам, что рай и ад – они здесь, на земле! Нас упрекают в том, что мы поклоняемся мертвым (аруахам), деревьям, камням и огню. Мы не поклоняемся балбалам† мы никогда не молились самому идолу, как принято в современных религиях – христиане молятся, смотря на крест или икону, мусульмане читают намаз, повернувшись по направлению Каабы. Тенгрианцы же отдают дань памяти предков, потому что предки сохранили эту землю для нас, дали потомство, мы совершаем обряды, чтобы вспомнить их былые заслуги.

 Балбал – каменная статуэтка, устанавливавшаяся на могилах.

По словам Батыржана, религиями он интересуется с 9 лет. Когда он рассказывает о своей интерпретации народных верований, его глаза загораются:

– Испокон веков наши предки считали 9 цифрой неба, 7 – цифрой земли. Только в 20 веке ученые открыли, что в солнечной системе 9 планет, а земная кора состоит из 7 слоев! Древние тюрки писали рунами справа налево, а если считать справа налево от солнца, то планета Земля как раз находится под номером 7!

Дизайн информационных буклетов своего фонда Батыржан разрабатывал сам. На одной из страниц – символ с флага Казахской Орды, сложная геометрическая фигура с шестью концами. Батыржан уверенно соединяет концы фигуры линиями – Звезда Давида! По его мнению, евреи могли заимствовать этот символ многие тысячелетия назад. В связи с этим вспоминаются слова Олжаса Сулейменова о тенгрианской вере: «Самая древняя религия на планете, оформившаяся как философское учение уже в 4 тысячелетии до рождения христианского бога, ставшая матерью семитских и индоиранских религий, заметно повлиявшая на древнеегипетские культы…» ‡ Сулейменов О. АЗиЯ. – Алма-Ата: Изд-во «Жазушы», 1975. – с. 271.

В Агентстве по делам религии Республики Казахстан объединения, определяющие себя как тенгрианские, не зарегистрированы. Впрочем, учитывая, что тенгрианцы старательно дистанцируются от религии как таковой, возникает вопрос, нужна ли вообще им регистрация. К примеру, г-н Сейдомар выступает против, подчеркивая, что тенгрианство – в первую очередь философия и наука.

Взаимоотношения современных адептов Тенгри с мусульманскими соотечественниками гладкими не назовешь. Два с половиной года назад в соседнем Кыргызстане оскорбительные высказывания в адрес мусульманского духовенства привели местного тенгрианца Куанышбека Тезекбаева в здание суда. Были мнения, что противоречия между приверженцами ислама и тенгрианства могут угрожать безопасности страны. Что радует, в Казахстане до подобных крайностей дело пока не доходит.

Значительная часть интеллигенции в нашей стране симпатизирует тенгрианским идеям. В комментариях к записям в блогах, среднеарифметическое название которых – «Тенгрианство – исконная вера казахов!!!», голоса критиков с позиции ислама явно не составляют большинства. Председатель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков подчеркивает, что тенгрианские, языческие традиции органично вплетаются в ткань мусульманской идеологии и считает надуманной проблему противостояния тенгрианства с исламом. В целом в Казахстане тенгрианские идеи пользуются определенной государственной поддержкой, а конфронтация вызывается в первую очередь горячностью самих гордых сынов Тенгри. Последние, по всей видимости, руководствуются принципом «лучшая защита – это нападение» и зачастую устраивают форменный блицкриг на позиции последователей ислама. Вот и Батыржан Сейдомар не преминул возможностью покритиковать:

– Многие потомки кочевников Великой степи говорят, что они мусульмане, хотя в Коране написано, что мусульманин – тот, кто выполняет 5 заветов: намаз, садака, зекет, хадж и ораза! Наши же многие пункты не выполняют и говорят, что они мусульмане! Хотя у казахов до сих пор сохраняется дух предков тенгрианцев, а из ислама у нас только ораза и пятничный намаз. Татары порой говорят нам: «Ничего себе мусульмане!» Бесык той, шильдехана, тусау кесер, наурыз, обрезание, беташар и т.д. – все это было еще до принятия ислама. Как-то раз я попытался нарисовать иерархическую схему авраамической религии, и тут мне пришло в голову: да это же сетевой маркетинг чистой воды!

Иноверцы 4

Максимализм сей для тенгрианцев не явлется чем-то новым. Так, известный отечественный литератор и идеолог неотенгрианства Ауэзхан Кодар (подвергавшийся остракизму в том числе и за поддержку русскоязычия среди казахов) на протяжении ряда лет проявляет озабоченность преобразованием страны «из атеистической в монотеистическую». «Внедрение исламской парадигмы в нашу страну» Кодар называл «глобальным бизнес-проектом и идеологической диверсией со стороны мусульманских стран, способной подорвать гуманитарную безопасность Казахстана».

Батыржан со товарищи ратуют за то, чтобы в день Наурыза представители каждого народа надевали свою национальную одежду, а по улицам городов в тот день не ездили машины. Их друзья организовывают клуб стрельбы из кочевнического лука. И каково бы ни было твое отношение к их идеологии, к тенгрианству, трудно не попасть под обаяние волнующего флера, ее окружающего.

«Степной травы пучок сухой, он и сухой благоухает…» Что же такое тенгрианство? Тот пучок емшан-травы. Возможно, тенгрианство лишь еще одна попытка объяснить, почему некоторые вещи идут с человеком сквозь поколения.


Записал Арман Кудайбергенов

Иллюстратор Каирхан Орымбаев