Известный историк, писатель и публицист Радик Темиргалиев принял предложение журналиста Гульнары Бажкеновой обсудить тему исследования казахских родов и племён. Интервью с ним опубликовал портал Orda.kz

Историк Радик Темиргалиев: "Женщины играли огромную, колоссальную роль в казахском обществе"

Так, в интервью, он рассказал о том, откуда по его мнению пошли казахские роды и как они начали делиться:

«Мне кажется, правильно начать, как говорили марксисты, с базиса. Что такое базис? Это экономика. Тем более три тысячи лет назад наступил период засухи, который продолжался очень долго, земледелие стало практически невозможным. Сначала были андроновские племена – маленькие сообщества, которые возделывали на берегу водоёмов пашни и разводили скот. У них были небольшие посёлки. Археологи сейчас их раскапывают. Потом наступают столетия засухи, и земледелие становится невозможным, возникает кочевое скотоводство, для которого характерно общинное владение. Частная собственность, на которой строилось западное общество, здесь отсутствует. Землёй владеет коллектив. Учёные говорят, что в частной собственности находился скот, но, на самом деле, это тоже размытое понятие. Существовала масса механизмов распределения и перераспределения: кто-то кому-то что-то отдаёт, какие-то подарки, взаимозачёты. Если ты пострадал от джута, то я должен с тобой поделиться. На следующий год ты должна со мной поделиться. Если ты совершил преступление, то я должен тебе помочь. Такая коллективная форма ответственности и даже на скот – зыбкое понятие частной собственности. Поэтому возникает коллектив и интерес коллектива. Этот интерес соединяет людей, держит их, и они разрастаются».

Также журналист задала вопрос эксперту о том, основан ли тот или иной род на кровной связи:

«Чаще всего да, но есть большие племена, например, найманы, кипчаки – осколки больших народов найманов и кипчаков. Там был более сложный этногенез, история по-другому складывалась, они пришли как осколки. А другие племена, допустим, конырат, дулат или алшын – восемьдесят, девяносто процентов людей этих родов реально восходят к своему единому предку«. 

Рассказал историк и о том, какую роль играла женщина в казахском обществе в те времена:

«Если мы берём традиционную эпоху, то идёт недооценка. На самом деле женщины играли огромную, колоссальную роль в казахском обществе. Когда иноземные послы являлись к кочевникам, степнякам, то видели, что на ханском совете сидят хатуны, вмешиваются в разговор, высказывают своё мнение. Для них это было дико (для послов – примечание ред.). Это было дико не только для представителей народов востока, но и для европейцев. Женщины правили не за спиной, а прямо, участвовали в советах, походах, войнах. Знаменитый род қаракесек в бой шёл с кличем «Қарқабат». Это их прародительница, жена Мейрама. У них была масса батыров, но имя ни одного из этих батыров они не сделали своим ұраном. Они шли в бой под именем своей прародительницы и связывали могущество и благополучие своего рода с ней, считали, что благодаря ей они стали такими».       

Отдельно историк рассказал о роде шапырашты и роде жалаиыр, которым принадлежит первый президент Нурсултан Назарбаев и второй президент Касым-Жомарт Токаев.

«Шапырашты был средним родом Старшего жуза, средним по масштабам и численности. Самый выдающийся герой у них Карасай батыр. Его имя стало ураном рода, это само по себе показывает масштаб личности. Имя простого человека ураном никогда не сделают. 

Чем характеризовались шапырашты? Ещё Алькей Маргулан писал, что у них был культ волка. Волчьи уши, волчьи лапки, различные вещи, связанные с волчьей шкурой.  Это пронизывало шапыраштинский быт. Это был очень воинственный род, несмотря на свою численность. С одной стороны у них многочисленные дулаты, с другой, мощные жалаиыры, там албаны.

Воинственный род был, даже во время восстания 1916 года русские чиновники отмечали в своих докладах воинственность рода шапырашты.

Что касается жалаиыров… Мы не проговорили эту тему, но есть общие шежіре жузов, там есть система старшинства, система престижности: кто самый старший, кто следует за ним, и так далее. Старший брат, старший сын, а этот по преданию рождён от калмычки, значит, внизу. Токалка повыше, чем калмычка, байбише — чем токал. По этой системе жалаиыры были старшим родом Старшего жуза. На пирах занимали самое почётное место, выступали первыми. Хотя не были самыми сильными. Самыми сильными и многочисленными в Старшем жузе были дулаты, которые владели всем от Семиречья до Ташкента. При этом дулаты признавали, что по старшинству жалаиыры старше всех. Это древний, тюркский род».   

Полное интервью читайте по ссылке

Поделиться: