Режиссер, продюсер и актер Максим Акбаров рассказал о том, почему ушел в социальное кино, и как его фильм «Степь» успел собрать 12 наград на престижных кинофестивалях.
Максим, в фильме «Степь» ты впервые выступаешь в роли режиссера полного метра. Картина собрала 11 наград на международных кинофестивалях и еще одну – на казахстанском фестивале «Бастау». Расскажи об этом проекте. Когда ее смогут увидеть казахстанцы?
Фильм посвящен памяти реальных инспекторов природной охраны Ерлана Нургалиева и Каныша Нуртазинова, героически погибших в погоне за браконьерами в 2019 году. Когда появилась эта идея, нам она понравилась тем, что это социальный проект. На тот момент я продюсировал несколько кинопроектов и режиссировать не планировал. В ближайшие лет 10 точно. Но мы никак не могли найти режиссера. Было важно найти человека, который болеет за проект, и чтобы тематика была ему очень близка. Мне самому очень близка тема природы, защиты животных, экологии. Хотелось, чтобы этот фильм стал маленьким погружением для зрителей, для молодежи.
В итоге сроки уже поджимали, и я решил попробовать стать режиссером проекта. До этого я режиссировал ролики, документальные фильмы. Но полный метр – это был для меня своеобразыный вызов. Нужно было подготовиться, написать сценарий. Два месяца я читал книги по сценарному мастерству. Потом мы восемь раз делали перемонтаж. Надеюсь, что все это было не зря. Ожидается, что в Казахстане фильм выйдет в прокат в следующем году. Прибыль с кассовых сборов мы планируем отправить семьям погибших инспекторов.
Как думаешь, почему фильм имел такой грандиозный успех на международных фестивалях?
Тема защиты природы, экологии, конечно, сейчас актуальна во всем мире. Также людям интересна локационная история. Снимали в Костанайской области. Я три месяца искал локацию по всему Казахстану, был во всех заповедниках, национальных парках. И вот мы нашли Наурзумский заповедник. Там есть степи, озера, очень много сосен… неимоверная красота, которую хотелось показать!
Также в фильме показаны два сезона – зима и лето. Так картинка стала более насыщенной. И, конечно же, большую роль играют актеры.
Сейдулла Молдаханов, сыгравший роль инспектора, получил главные призы на международных фестивалях в Санкт-Петербурге, в Минске, также было специальное упоминание за лучшую игру в Италии. Там же отметили и Толепбергена Байсакалова, который играет в фильме браконьера. Asia Pacific Screen Academy отметила исполнителей главных ролей в фильме «Братья» Айбара Салы и Алишера Исмаилова наградой «Лучший новый исполнитель». Это можно сравнить с азиатским «Оскаром».
Вернемся ненадолго в прошлое. Почему ты решил уйти именно в социальное кино? Особенно после звездной роли в «Розовом зайце».
На самом деле «Сказ о розовом зайце» - это случайность, для меня больше проходящий момент. Я никогда не считал себя актером, всегда работал за кадром. Учился на журфаке и работал на телевидении режиссером, редактором…
Мало кто знает тебя сегодня с этой стороны…
Да, я понимаю, что моя роль в фильме сильно повлияла на имидж. Людям сложно представить, что я занимаюсь медитацией, духовными практиками. Но я эту практикую с 13 лет. Меня так воспитывали и духовность всегда была где-то рядом. С 13 лет я изучал разные религии. В итоге я пришел к духовности общего понимания о едином творце и единой мощи. У нас дома всегда была огромная библиотека, и благодаря отцу, маме я очень много читал. У нас вся семья читала. Все, что можно было читать, я прочитал. И еще один кардинальный переворот произошел после ухода моей мамы. После этого я уехал в Южную Америку и там жил вместе с племенем индейцев, многому у них учился. Я нашел другого себя. Отпустил многие ситуации, обиды.
Тяжело было возвращаться домой?
На тот момент жил в Астане, занимался бизнесом, связанным с барами, ресторанами. Решил полностью поменять свою жизнь и вернуться в Алматы.
Финансово в Астане был очень перспективный бизнес, но я понял, что мне нужно заниматься любимым делом. Поэтому проекты, которые я делаю, они как бы стали частичкой меня. И если даже это тяжелое и темное кино, хочется дать что-то светлое и полезное. Показать проблему, о которой необходимо знать, которую нужно понимать и решать.
Как на тебя повлияла популярность «Розового зайца»? Можно ли сказать, что ты тогда вдруг проснулся знаменитым?
Да, это было. Но мы не ждали такого эффекта, не грезили о нем. Мы сами относились к проекту немного скептически, когда снимали его. Но зрителю тогда необходимы были кумиры. Фильм пришелся кстати. Мы не могли посидеть спокойно в кафе, чтобы нас не узнали. Нас приглашали на тусовки, встречи. Наверное, именно так выглядит популярность.
Меня и всех ребят из фильма спасло то, что мы не пили и не употребляли наркотики. От этих соблазнов нам было удержаться легко. А вот что касается поклонниц, девушек, – с этим тогда было сложнее (смеется). Но я точно не ностальгирую по тому времени.
Сейчас как-то поменялись приоритеты?
Да, конечно. Уже хочется полноценную семью и детей…
О чем еще мечтаешь в преддверии Нового года?
Мне больше нравится не слово "мечта", а слово "желание". Оно какое-то более реальное. Хочу вернуться к духовным практикам, так как был очень занят в кино и многое приостановил… Хочу активно заниматься бизнесом, чтобы снимать кино на собственные средства и меньше зависеть от других.
Эти желания перекликаются с мечтами из детства?
Я тогда мечтал быть директором магазина. Чтобы у меня и у близких людей всегда было все необходимое (улыбается).
Что бы ты сказал маленькому Максу сейчас?
Я бы сказал ему "наслаждайся жизнью". Живи каждый день, каждый час, каждую минуту. Я в принципе так и живу. Я бы ему сказал, что ты все делаешь правильно.
Беседовала Илона Соколова
Фото из личного архива Максима Акбарова