Эклектичный Узбекистан и искаженное восприятие роскоши в фотопроектах Хасана Курбанбаева

I
ileru Автор
22 августа 2021

Вот уже много лет Хасан Курбанбаев, фотограф из Ташкента, открывает для себя и для других современный Узбекистан.

Он публиковался в Financial Times, The Calvert Journal и Vogue US, выставлялся в Великобритании и Нидерландах. В проекте Logomania, получившем широкую известность далеко за пределами СНГ, пытался обозначить кризис национальной идентичности и стремление соотечественников к китчу и роскоши. Другой же его проект – Portrait of Uzbekistan – не имеет четкой структуры, в нем художник старается в разных формах задокументировать портрет независимого Узбекистана.

Проект Portrait of Uzbekistan довольно эклектичен по своему содержанию – яркие композиции на грани моды, живописные пейзажи, быт. Чем вызвано подобное разнообразие жанров и направлений в рамках одной истории?

Вообще, я не назвал бы мой проект полноценной серией, поэтому он и называется Untitled (Portrait of Uzbekistan). Снимки для него собраны из путешествий по стране, которые я начал в летом 2018 года. Это было даже не желание фотографа ездить для определенной задачи, например, для книги, а просто желание человека, который хочет лучше узнать страну, в которой живет. Лучше понять себя через это пространство. Думаю, многие, кто живет в больших городах, согласятся, что чувствуют такую необходимость в какой-то момент своей жизни. Еще должен сказать, что Узбекистан за период независимости не приобрел обширных авторских фотоархивов или книг, отдельных фотографов, через которых можно говорить со страной, изучать ее через чьи-то истории. И конечно, на меня повлияли изменения, которые произошли в стране, когда пришло понимание, что фотограф – не враг и не шпион. Эта серия – импульс, который начался скорее как этнографическая вылазка: многое я снимал для себя, отдельно по заказу для разных изданий. В итоге через пару лет я понял, что есть смысл объединить все эти фотографии в пока что неназванную серию без срока окончания, которая будет меняться, эволюционировать и в один момент получит соответствующее название. Но пока это условное название, чтобы у зрителя был ориентир и понимание того, что я делаю. Если говорить об эклектике, для меня современная фотография такой и представляется – следовать своим ощущениям, а не жанру.

Хасан Курбанбаев

В твоем знаменитом фотопроекте Logomania в том числе затрагивается и тема кризиса идентичности страны и ее культуры. Многие в Казахстане тоже занимаются осмыслением данного вопроса через искусство. В чем, на твой взгляд, может состоять решение проблемы?

Спасибо, что обратили на это внимание! Интересно, что на Западе мою серию воспринимают как фотопроект о контрафактной продукции и подделках. Отчасти это так, но для меня «Логомания» как раз о недостающем элементе в нашей повседневной культуре, пробеле в нашей постсоветской системе ценностей, об искаженном восприятии успешности и роскоши, дикой любви к китчу, которая живет еще с девяностых годов. Думаю, через лет десять-двадцать наши страны изменятся, и это будет уже увлечение чем-то другим, но от глобализации нам точно не убежать. Но скажу, что все же я разглядел в этом буйстве массивных золотых букв на велюровых костюмах свою особенную красоту и шик. Все-таки не везде можно приобрести плотный велюровый халат с логотипом Prada, а у нас можно.

Какие положительные изменения в культурных процессах своей страны ты сейчас наблюдаешь? И какие метаморфозы, по твоему мнению, Узбекистану еще необходимо претерпеть в этом направлении?

Я выскажу общее мнение, что Узбекистан изменился после смены власти в 2016 году. Не уверен, что смогу утвердительно сказать, что произошел серьезный скачок в развитии современной фотографии, но процесс пошел в первую очередь благодаря более свободной атмосфере для артистов. Среди заметных, прогрессивных изменений я могу отметить открытие в Ташкенте независимой галереи 139 Documentary Center, которую основал фотограф и правозащитник Тимур Карпов. Это пространство, которое занимается исследованиями в области фотографии в Узбекистане, ведет серьезную кураторскую деятельность, проводит дискуссии, актуальные выставки, которые рефлексируют о современном Узбекистане через сегодняшний день и недавнюю историю. Я рад, что свою первую выставку я провел там в прошлом году. И таких центров и галерей должно быть больше – как вы понимаете, не только фотографии. Государство не должно вмешиваться – только поощрять такие инициативы. Таким образом сформируется новое артистическое комьюнити и, соответственно, арт-рынок, который сможет выйти на мировую арену и стать заметным. Пока что я не наблюдаю этого.

Что для тебя интереснее – создавать определенный образ центрального героя твоих снимков с нуля или же находить готовые образы? Полный контроль или спонтанность?

Подход всегда разный, но в целом я предпочитаю не спешить и обдумывать то, о чем я хочу рассказать. Это обусловлено многими факторами, в том числе и финансовым.

Ты не придерживаешься конкретных жанров и направлений, и каждая твоя история подается по-новому. Можно ли назвать это поиском своего визуального языка или это он и есть?

У меня хаотичный склад воображения – это мое богатство и мое упущение за неимением хорошего фотографического бэкграунда в виде школы или наставника. Но скажу, что я бы точно не смог ограничивать себя в рамках чего-то одного. Мне нравится выражение Роберта Адамса, которое он написал для книги о фотографии Саши Вольф: «Категории в основном полезны для кураторов и историков, для артистов они, как правило, клетки».

Записал Александр Медведев

Фото: Хасан Курбанбаев

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше